Библиотека >> Курс лекций по сравнительному богословию
Курс лекций по сравнительному богословию
Максим Козлов
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СРАВНИТЕЛЬНОМУ БОГОСЛОВИЮ Московская Духовная Академия и Семинария Введение Обзор основных отступлений РКЦ от учения Вселенской Церкви Раздел I ИСТОРИЯ РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Исторические предпосылки и основания развития папского примата Римская церковь и поместные церкви Запада в IV-VI веках Притязания Римского епископа на главенство в Церкви Вселенской. Римский епископ как папа Разделение Церкви на восточную и западную в 1054 г. Папа Лев IX и патриарх Михаил Керуларий Борьба пап за независимость от светской власти и за обладание светской властью в XI-XIV веках Папство в XIII веке Папство в XIV-XV веках. Эпоха великих соборов Ферраро-Флорентийский собор и Флорентийская уния. История "Филиокве" Папство в период гуманизма, реформации и римо-католической реакции XV-XVII веков Католическая Церковь в XIX веке, при папе Пии IX (1846-1878 гг.) Раздел II СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Папа – глава современной Католической Церкви Кардиналы Епископат РКЦ Пресвитерство и низший клир РКЦ Состояния совершенства Миряне в РКЦ Центральные учреждения РКЦ Римские конгрегации Богослужение в РКЦ. Римский богослужебный календарь Литература Введение Предметом данного курса является изучение истории возникновения и развития папского примата в Римо-католической церкви (далее по тексту – РКЦ), начиная со II века, и выходящих из него последующих расхождений со Вселенской верой. Обзор догматических заблуждений РКЦ ведется в историческом ракурсе, ибо история – база догматических отступлений. Изучение истории РКЦ необходимо не только с целью удовлетворения любознательности, но и в практических целях, чтобы научиться у западного исповедания широко поставленному проявлению милосердия и благотворительности (уход за больными, престарелыми), чего нередко не хватает у нас. При исследовании истории РКЦ, ее иерархии, генезиса отклонений и заблуждений не стоит впадать в искушение, ведущее к фарисейскому осуждению католического исповедания. Говоря словами св. Григория Богослова, "мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас". Примечание: В тексте встречающиеся символы типа [2] указывают на обращение к списку дополнительной литературы по данному вопросу. Номер в квадратных скобках соответствует порядковому номеру источника в этом списке, приведенном в конце книги. Принятые в тексте сокращения. ап. – апостол архиеп. – архиепископ влмц. – великомученица еп. – епископ митр. – митрополит патр. – патриарх РКЦ – Римо-Католическая Церковь РПЦ – Русская Православная Церковь св. – святой сщмч. – священномученик ОБЗОР ОСНОВНЫХ ОТСТУПЛЕНИЙ РКЦ ОТ УЧЕНИЯ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ I. Отступление в области догматической Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современном католическом кодексе говорится: "Верховная кафедра никем не может быть судима" (1556 канон РКЦ). И титул Римского епископа сейчас имеет наименования: – епископ Рима, – викарий (заместитель) Христа, – преемник первейшего князя Апостолов, – верховный первосвященник Вселенской Церкви, – Патриарх Запада, – примас (первенствующий епископ) Италии, – архиепископ и митрополит провинции Романии (область около Рима), – правитель суверенного государства града Ватикан, – раб рабов Божиих. Для католика этот титул – экклезиология, за которой стоит определенное церковное сознание. Догмат о папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности. Этот догмат имеет в виду не личную непогрешимость папы, а только когда он выступает от лица всей церкви. Догмат был принят на I Ватиканском соборе в 1870 году (или XX Вселенском соборе по католическому счету). Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына – учение о "Филиокве". Вначале это учение не было догматом, а лишь общей доктриной, и инакомыслие в этом вопросе не считалось католиками ересью. Как догмат учение о "Филиокве" принято уже на Лионском (1274 г.), Ферраро-Флорентийском (1431-1439 гг.) соборах и в 1445 г. без участия Греческой церкви. II. Отступление в сотериологии Доктрина о юридическом характере искупления, ярким выразителем которой стал Ансельм Кентерберийский (XII-XIII вв.). Учение о чистилище – средним состоянием между раем и адом. Учение об индульгенциях – освобождение грешников от наказания за грех в силу сверхдолжных заслуг святых. Учение о чистилище стало догматом на Ферраро-Флорентийском соборе, а учение об индульгенциях на Тридентском соборе 1545-1563 гг. Современная конституция об индульгенциях принята в 1967 г. на II Ватиканском соборе. В ней рекомендовалось использовать индульгенции пастырями для наставления паствы. | ||
|