Библиотека >> Курс лекций по сравнительному богословию
Скачать 98.67 Кбайт Курс лекций по сравнительному богословию
Ранее этот обряд дополнялся целованием креста, изображенного на туфле папы.
Народ извещается об избрании папы белым дымом, идущим из трубы Сикстинской Капеллы. При неудачных выборах дым черного цвета. Избранный папа выходит в белой сутане на балкон Сикстинской Капеллы. Через несколько дней совершается обряд интронизации. На голову папы возлагается папская тиара (корона из двух частей – символ светской и духовной власти, символ двух ключей). Перед папой сжигается клубок льняных ниток со словами "так проходит мирская слава". В избрании папы участвуют все кардиналы, в том числе и больные, которые доставляются в Капеллу и лежат там в кельях. Не имеют права на участие в выборах кардиналы, достигшие 75-ти летнего возраста по причине возможного старческого маразма. По той же причине они не избираются на роль папы. В последние века не было случаев добровольного оставления Римской кафедры (они были лишь в эпоху Возрождения). Папские мессы и папские храмы Папский цвет – красный. При совершении мессы на папу надевается накидка (фонона) из белого шелка с красными и золотыми полосами по вертикали. Поверх нее возлагается омофор – палиум (любого цвета). Отличительное свойство папы – жезл, имеющий завершение в виде креста, а у епископов жезл загнутый. При торжественных церемониях употребляется переносной трон, правда, редко (несколько раз в год). На торжественных папских мессах (раз в две недели и чаще) происходит опробование хлеба и вина для папской мессы одним из священников, так как были попытки отравить папу даже таким способом. Повседневной формой одежды папы является белая сутана с капюшоном и наплечником. На макушке папа носит белую шапочку. Католические клирики имели обычай выстригать макушку (так было и на Востоке – под скуфью выстригалась макушка). Иногда папа может одевать широкую шляпу. На безымянном пальце папа носит "перстень рыбака" с изображением ап. Петра, закидывающего сети. На груди у папы 4-х конечный наперстный крест. Существует пять римских храмов (базилик), именующихся папскими: Латеранская базилика, храм Св. Апостола Павла; Ватиканский храм Св. Апостола Петра; Базилика Св. Марии Большей; Базилика Св. Апостола Павла вне стен; Базилика Св. Лаврентия вне стен. В этих храмах есть папский алтарь, в котором никто не имеет права служить без разрешения папы, и папский трон. Посещение этих базилик считается средством получения особо эффективных индульгенций. Кафедральным собором папы является Латеранская базилика Св. Апостола Павла. Латера (laterani) – дворец древних аристократов в Риме, императором Константином Великим переданный римским епископам. В нем была построена базилика с баптистерием. Современный вид храм приобрел в XVIII веке. Резиденцией папы является Ватикан с грандиозным храмом (базиликой) Св. Апостола Петра. Храм строился с начала XVI в. до начала XVII в. Город Рим стоит на семи холмах. Один из холмов называется Ватиканский. Там жили аристократы, и Ватикан – часть исторического Рима. По преданию на месте Ватиканской базилики погребен св. ап. Петр. Мощи апостолов Петра и Павла находятся там же по спудом. > -------------------------------------------------------------------------------- Глава 2 КАРДИНАЛЫ Кардинал – высшая после папы ступень иерархии в РКЦ. Слово "cardinalos" означает "главный, основной". В древней церкви на Западе кардиналами назывались клирики всякого кафедрального храма. Со временем название кардинала закрепилось исключительно за римскими клириками Латеранского храма. И до VIII в. кардиналами могли быть иподиаконы, диаконы, пресвитеры, но не епископы, так как в Риме один епископ. В VIII веке в состав Рима были включены 7 ближайших к городу епархий. И 7 епископов этих епархий включились в состав кардиналов. Они по очереди служили в Латеранской базилике во время отсутствия папы. Дальнейшие изменения в составе кардиналов связаны с возвышением Римской кафедры и характерихуются возвышением самой кардинальской коллегии прежде всего в иерархическом плане: в ней появляется все больше епископов. Эта постепенная епископизация коллегии кардиналов своеобразно сочетается с привязанностью к традициям прошлого. Так, в ранг кардиналов-епископов включались только 7 пригородных епископов. А остальные кардиналы, хотя и имели бы епископский сан, причислялись номинально к рангу пресвитеров или диаконов (то есть, они входят в состав коллегии кардиналов не как епископы, а как пресвитеры церкви Рима, к которой они формально причисляются, и, если служат в Риме, то служат, как пресвитеры ). Этим важно было показать, что папа настолько выше прочих епископов, что в его кафедральном городе и пресвитеры, и диаконы могут иметь епископский сан. В середине XV века за кардиналами утвердилось право участия в соборе с правом решающего голоса, независимо от их сана (например, иподиакон Рима). Если в XII веке кардиналы были поставлены выше архиепископов, то к XV веку они стали выше католических патриархов. | ||
|