Библиотека >> Курс лекций по сравнительному богословию
Скачать 98.67 Кбайт Курс лекций по сравнительному богословию
В Индии около 7 млн. жителей католики. В Китае есть католики, но они по светским законам не могут подчиняться папе и находятся в расколе (народная католическая церковь в Китае). Во Вьетнаме около 2 млн. католиков, в Индонезии – 1 млн., также много католиков на Шри Ланке. В послевоенное время активно католизируется Африка. По данным на 1987 г. число католиков возросло с 1924 г. от 2,5 млн. до 34 млн.чел. Глава 1 ПАПА – ГЛАВА СОВРЕМЕННОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РКЦ папа – последняя решающая инстанция по всем вопросам, включая догматические и нравственные. Никакой церковный орган не может судить папу или его решения. Согласно 1556 канону действующего кодекса "верховная кафедра никем не может быть судима". Догматом католической веры является признание за папой особого дара непогрешимого учительства (определение I Ватиканского собора). II Ватиканский собор (1962-1965 гг.), несмотря на сильное обновленческое течение в своем лоне, со всей категоричностью повторил определение I Ватиканского собора о непогрешимости папских постановлений. Более того, догматическая конституция II Ватиканского собора распространяет на верующих обязанность религиозно подчинять свою волю и ум наставлениям Римского первосвященника и в тех случаях, когда он говорит не с кафедры (ex cathedra). Правда, на II Ватиканском соборе носительницей полной и высшей власти в Церкви была признана также коллегия епископов во главе с папой. Но если коллегия без папы власть осуществить не может, то папа же в осуществлении своей власти свободен всегда. То есть, суть вопроса осталась той же. Папе усваивается право церковного учительства (magisterium). В него входит и провозглашение безошибочных вероучительных и нравоучительных истин. И РКЦ в период междупапствия не являлась носительницей церковного учительства, то есть не могла принимать догматические, вероучительные и нравоучительные решения. Избрание папы В древней церкви Римский епископ избирался как любой другой епископ. Как правило, это было лицо в сане диакона или пресвитера. Редко переводили епископа с другой кафедры (впервые – в IX в.). Теперь уже несколько столетий (с XI-XII вв.) папа избирается переводом епископа с другой кафедры, а последний случай избрания не из епископа – в XIV веке. Если ранее процесс избрания был в виде хиротонии в Римского епископа, то сейчас просто перевод с другой кафедры. А принятие вдруг неограниченной власти объясняют так: папе полноту власти дает не хиротония, а выборы вместе с согласием принять выбор. То есть, когда епископ дает согласие, то и становится носителем папской власти, а интронизация – лишь обряд. В 1957 г. Пий XII говорил об избрании: "если бы какой-нибудь мирянин был избран папой, власть учить и управлять так же, как и харизма непогрешимости, были бы сообщены ему в самый момент его согласия". В древности в избрании папы участвовали народ, клир и соседние епископы (обычный канонический способ). С V века на выборы стали оказывать влияние светские монархи (так и на Востоке, и на Руси) сначала Византийские императоры, затем германские (особенно в X-XI вв.). Это начинает вызывать противодействие РКЦ. Римский собор 1059 г. главную роль в избрании отводит кардиналам, хотя и не исключает участия императоров. А Латеранский собор 1179 г. (XII Вселенский собор в РКЦ) постановил избирать папу 2/3-ми кардинальских голосов. Это правило соблюдается и по сей день. Однако, светские монархи окончательно были отстранены от избрания папы только в 1904 г. (до этого они влияли на выборы через австрийских кардиналов, имеющих право на вето). Начиная с 1271 г. папы избираются на конклавах, то есть в помещении, которое заперто. (В 1271 г. 2 года не могли избрать папу – народ закрыл избирателей и не выпускал, пока не изберут папу). Сейчас местом конклавов является Сикстинская Капелла, в которой остается лишь окно для передачи питания. Сейчас теоретически папой может быть избран любой мирянин католик. Но, как правило, папа сейчас избирается из кардиналов, имеющих сан епископа. Так, В 1378 году был избран последний папа не из кардиналов (Урбан VI), а последний папа, избранный не из епископов – Григорий XVI (1831 г.). Вступая в Сикстинскую Капеллу, кардиналы дают клятву не следовать указаниям извне и соблюдать тайну конклава. Сами выборы проходят либо по обычному способу тайного голосования посредством бюллетеней, либо по вдохновению: кто-то вслух предлагает кандидатуру, и все соглашаются (правда, таких случаев не было). Может быть организовано несколько туров голосования, пока кто-то не наберет 2/3 голосов. Тогда выбранного спрашивают о его согласии быть папой. Если согласие дается, то выбранный кандидат становится папой Римским. Затем, по традиции, новому папе меняют имя, выбираемое по его желанию. Такая традиция укрепилась с XI века (имя имеет 60 большое значение для папы). После избрания следует адорация – поклонение кардиналов папе. | ||
|