Библиотека >> Курс лекций по сравнительному богословию
Скачать 98.67 Кбайт Курс лекций по сравнительному богословию
д.
В 1878 г. в энциклике папа осудил социализм. В 1865 г. папа учредил комиссию по подготовке Вселенского собора. Было несколько частей комиссии. Предполагалось принять два догмата: о папской непогрешимости и о телесном вознесении Богоматери. Но будет принят лишь первый, второй же догмат утвердят только в 1950 г. Был опубликован соборный регламент, по которому решения собора получали обязательную силу от папы и должны были публиковаться как папские решения, лишь со ссылкой на одобрение собора. К участию в соборе приглашалось около 1000 епископов, кардиналов и аббатов. Прибыло же около 750. На собор был приглашен и Вселенский патриарх Григорий VI, но он не принял приглашения. Собор открылся 8 декабря 1869 г. на праздник непорочного зачатия Богоматери. Было четыре публичных заседания, в перерывах между которыми работали комиссии. В центре внимания собора был проект догматической конституции Pastor determus ("Вечный пастырь") о папской непогрешимости. Вопрос вызвал некоторую оппозицию в лице немецкого историка еп. Гефеля, французского кардинала Деарбуа, Австрийского (Боснийского) еп. Иосифа Штроссмастера и др. Но, тем не менее, догмат о папской непогрешимости был принят 18 июля 1870 г. 533-мя голосами "за" и двумя – "против"; около 150 человек по различным причинам не участвовали в заседании. Основная мысль догмата выглядела так: когда Римский епископ говорит ex cathedra, он обладает непогрешимостью. В заключении догмата следовала анафема на несогласных. Собор не завершился, как планировалось, так как в октябре 1870 г., воспользовавшись тем, что союзники папского государства французы (Наполеон III) были разбиты Пруссией при Седане, итальянские национальные войска вошли в Рим, и епископы разъехались. В начале 1871 г. за тремя главными владениями папы (Ватиканом, Латеранской базиликой и летней резиденцией) была сохранена экстерриториальность. Папа мог вступать в отношения с другими монархами (сам он приравнивался к королю и получал жалование). Но папа отказался от жалования, объявив себя узником, а участников заговора предал анафеме. Король был отлучен. Папа запретил католикам избирать и быть избранными в итальянский парламент. В 1867 г. Пий IX канонизировал Иосафата Кунцевича. В 1847 г. был подписан (при Николае I), а в 1866 г. расторгнут (при Александре III) конкордат с Россией после польского восстания. Римо-католическая мариология В православном святоотеческом богословии автономной мариологии вообще не существует. Учение о Пресвятой Богородице существует у святых отцов лишь внутри христологии, а не как некая самостоятельная мариология или особый отдел антропологии, посвященный Пресвятой Деве. Само именование Богородица, которым на III Вселенском соборе Церковь торжественно подтвердила Богоматеринство Пресвятой Девы, утвердилось в контексте христологических споров. Католический догмат о непорочном зачатии Девы Марии начал складываться еще в конце XIII в., хотя ряд богословов был против (доминиканцы, Фома Аквинат). Но это учение становится все более популярным. В декабре 1854 г. этот догмат провозглашен Пием IX специальной буллой без собора. "Мы объявляем, что учение, которое состоит в том, что Преблаженная Дева Мария в первый момент Своего зачатия в силу особой благодати Всемогущего Бога и в силу особенной привилегии, принимая во внешние заслуги Иисуса Христа Спасителя рода человеческого, сохранена была свободной от всякой скверны первородного греха, – есть учение Богооткровенное , и посему все верующие обязываются веровать в оное". Согласно этому учению, Богоматерь пользуется привилегией свободы от первородного греха, то есть Она искуплена до искупления в предвидение заслуг Ее Сына. Это учение возникло, так как считали, что для Боговоплощения необходим сосуд, свободный от всякой скверны, в том числе и первородного греха. Но в этом учении есть изъян. Чтобы принять плоть Сыну, надо было очистить Мать. А чтобы очистить Мать, надо очистить и Ее родителей и т.д. То есть – очистить всю линию Божией Матери вплоть до Адама. Православие этого не принимает. Само определение "привилегия, дарованная в виду будущих заслуг Ее Сына" отличается крайним юридизмом, который стирает действительный характер нашего искупления и видит в нем только отвлеченную заслугу Иисуса Христа, вменяемую человеческому лицу даже до Его воплощения. Напрашивается риторический вопрос: почему будущие заслуги Иисуса Христа не могли быть вменены другим ветхозаветным праведникам (Иоанну Предтече, прародителям Иисуса Христа по плоти)? Католики, правда, ответили бы так: речь идет о совершенно особенном создании; то, что было даровано Деве Марии, никак не могло быть даровано другим представителям человеческого рода. Но если считать Деву Марию отделенной от остальной части потомства Адамова, то, по сути, через такое отделение подрывается весь смысл предуготовительной домостроительной истории Ветхого Завета, которая принципиально заключалась в том, что человеческий род из поколения в поколение взрастил Избранную от всех родов для воплощения Сына Божия. | ||
|