Библиотека >> Иконостас.
Скачать 100.56 Кбайт Иконостас.
п. Но и более того. Характер мазка
существенно определяется природою поверхности и в зависимости от последней
приобретает ту или иную фактуру. И напротив, посредством фактуры мазка,
строением красочной поверхности выступает наружу самая поверхность основной
плоскости произведения; и мало того что выступает: она проявляет себя так
даже в бóльшей степени, нежели это можно было видеть до наложения красок.
Свойства поверхности дремлют, пока она обнажена; наложенными же на нее красками
они пробуждаются: так, одежда, покрывая, раскрывает строение тела и своими
складками делает явными такие неровности поверхности тела, которые остались бы
незамеченными при непосредственном наблюдении его поверхности. Твердая или
мягкая, податливо-упругая или вялая, гладкая или шероховатая, с рядами
неровностей по тому или по другому закону, впитывающая ли краску или не
принимающая ее и т. д. и т. д., — все такие и подобные свойства поверхности
произведения, как бы увеличенные, усиленные, передаются фактуре произведения, и
притом создают свои динамические эквиваленты, т. е. из скрытого, пассивного
бездействия переходят в источники силы и вторгаются в окружающую среду. Как
незримое силовое поле магнита делается видимым с помощью железных опилок, так
строение, статика поверхности динамически проявляется краскою, на поверхность
нанесенною, и, чем совершеннее произведение изобразительного искусства, тем
нагляднее это проявление. Тем острее этот ум, который сидит в пальцах и руке
художника. Тем острее этот ум, без ведома головы, понимает метафизическую суть
всех этих силовых соотношений изобразительной плоскости и тем глубже проникается
этой сутью, усматривая в ней, если материал избран им правильно, в соответствии
задачам стиля, собственное свое духовное устроение, собственный свой
метафизический стиль. Проникшись строением поверхности, ручной ум проявляет ее
фактурой своего мазка. Так, при стилистическом соответствии материала и
всего замысла художника; а при несоответствии, внутренно предопределенном
природою вещей, — тогда в процессе опознавания этой поверхности пальцевым
разумом художник отталкивается от нее, как неподходящей, чуждой. Метафизика
изобразительной плоскости...
— Извини, остановлю тебя вопросом. Значит, ты усматриваешь в натянутом на подрамник холсте возрожденского искусства нечто, отвечающее духу самого искусства. Ведь и холст, по-видимому, распространяется исторически вместе с органною музыкой и масляной краской; — А можно ли... не скажу даже думать, а, сильнее: ощущать иначе? Ведь характер-то движения, которым накладывается краска, — этот характер многократно повторяемых движений связан с внутренней жизнью, и если он внутренней жизни не соответствует, ей противоречит, то должен же он быть изменен, — пусть не у отдельного художника, а в искусстве народа, народов, истории. Можно ли себе представить, чтобы десятками и сотнями лет тысячи и десятки тысяч художников целую жизнь делали движения, своим ритмом не сходящиеся с ритмом их души? Явно: либо изобразительная плоскость способна извести из себя только ритмы определенного типа, выражающие ее динамику, и тогда победит художника, индивидуально или исторически, — и он сделается не тем, чтó он есть по всему духовному строению; либо, напротив, художник, — тоже или индивидуально, или исторически, — настоит на своем собственном ритме; тогда он вынужден будет отыскивать себе новую плоскость, с новыми свойствами, соответствующую своими ритмами его ритмам. Художник либо должен подчиниться, либо отыскать себе в мире подходящую плоскость: не в его власти изменить метафизику существующей поверхности. Теперь о холсте. Упругая и податливая, упругоподатливая, зыблющаяся, не выдерживающая человеческого прикосновения, поверхность натянутого холста делает изобразительную плоскость динамически равноправною с рукою художника. Он с нею борется как “с своим братом”, и она осязательно воспринимается за феноменальность, к тому же переносимая и поворачиваемая по желанию и не имеющая независимого от произвола художника освещения и отношения к окружающей действительности. Недвижная, твердая, неподатливая поверхность стены или доски слишком строга, слишком обязательна, слишком онтологична для ручного разума ренессансового человека. Он ищет ощущать себя среди земных, только земных явлений, без помехи от иного мира, и пальцами руки ему требуется осязать свою автономность, свою самозаконность, не возмущаемую вторжением того, что не подчинится его воле. Твердая же поверхность стояла бы пред ним, как напоминание об иных твердынях, а между тем их-то он и ищет позабыть. Для натуралистических образов, для изображений освободившегося от Бога и от Церкви мира, который хочет сам себе быть законом, для такого мира требуется как можно более чувственной сочности, как можно более громкого свидетельства этих образов о себе самих, как о бытии чувственном, и притом так, чтобы сами-то они были не на недвижном камени утверждены, а на зыблющейся поверхности, наглядно выражающей зыблемость всего земного. | ||
|