Иконостас.
П. Флоренский. Иконостас
П. Флоренский
ИКОНОСТАС
По первым словам летописи бытия, Бог “сотворил небо и землю” (Быт
1:1), и это деление всего сотворенного надвое всегда признавалось основным. Так
и в исповедании веры мы именуем Бога “Творцом видимых и невидимых”, Творцом как
видимого, так, равно, и невидимого. Но эти два мира — мир видимый и мир
невидимый — соприкасаются. Однако их взаимное различие так велико, что не может
не встать вопрос о границе их соприкосновения. Она их разделяет, но она
же их и соединяет. Как же понимать ее?
Тут, как и в других вопросах метафизики, исходной точкою послужит, конечно,
то, что мы уже знаем о себе самих. Да, жизнь нашей собственной души дает опорную
точку для суждения об этой границе соприкосновения двух миров, ибо и в нас самих
жизнь в видимом чередуется с жизнью в невидимом, и тем самым бывают времена —
пусть короткие, пусть чрезвычайно стянутые, иногда даже до атома времени, —
когда оба мира соприкасаются, и нами созерцается самое это прикосновение. В нас
самих покров зримого мгновениями разрывается, и сквозь его, еще сознаваемого,
разрыва веет незримое, нездешнее дуновение: тот и другой мир растворяются друг в
друге, и жизнь наша приходит в сплошное струение, вроде того, как когда
подымается над жаром горячий воздух.
Сон — вот первая и простейшая, т. е. в смысле нашей полной привычки к
нему, ступень жизни в невидимом. Пусть эта ступень есть низшая, по крайней мере
чаще всего бывает низшей; но и сон, даже в диком своем состоянии, невоспитанный
сон, — восторгает душу в невидимое и дает даже самым нечутким из нас
предощущение, что есть и иное, кроме того, что мы склонны считать единственно
жизнью. И мы знаем: на пороге сна и бодрствования, при прохождении промежуточной
между ними области, этой границы их соприкосновения, душа наша обступается
сновидениями.
Нет нужды доказывать давно доказанное: глубокий сон, самый сон, т. е. сон как
таковой, не сопровождается сновидениями, и лишь полусонное-полубодрственное
состояние, именно граница между сном и бодрствованием, есть время, точнее
сказать, время-среда возникновения сновидческих образов. Едва ли не правильно тó
толкование сновидений, по которому они соответствуют в строгом смысле слова
мгновенному переходу из одной сферы душевной жизни в другую и лишь потом,
в воспоминании, т. е. при транспозиции в дневное сознание, развертываются в наш,
видимого мира, временной ряд, сами же по себе имеют особую, не сравнимую
с дневною, меру времени, “трансцендентальную”. Припомним в двух словах
доказательство тому.
“Мало спалось, да много виделось” — такова сжатая формула этой сгущенности
сновидческих образов. Всякий знает, что за краткое, по внешнему измерению со
стороны, время можно пережить во сне часы, месяцы, даже годы, а при некоторых
особых обстоятельствах — века и тысячелетия. В этом смысле никто не сомневается,
что спящий, замыкаясь от внешнего видимого мира и переходя сознанием в другую
систему, и меру времени приобретает новую, в силу чего его время,
сравнительно со временем покинутой им системы, протекает с неимоверной
быстротою. Но если всякий согласен и не зная принципа относительности, что в
различных системах, по крайней мере применительно к рассматриваемому случаю,
течет свое время, со своею скоростью и со своею мерою, то
не всякий, пожалуй даже немногие, задумывался над возможностью времени течь с
бесконечной быстротою и даже, выворачиваясь через себя самого, по
переходе через бесконечную скорость, получать обратный смысл своего
течения. А между тем, время действительно может быть мгновенным и обращенным от
будущего к прошедшему, от следствий к причинам, телеологическим, и это бывает
именно тогда, когда наша жизнь от видимого переходит в невидимое, от
действительного — в мнимое. Первый шаг в этом направлении, т. е. открытие
времени мгновенного, был сделан бароном Карлом Дюпрелем, тогда еще совсем
молодым человеком, и этот шаг был самым существенным из числа всех им сделанных.
Но непонимание мнимостей внушило ему робость перед дальнейшим и более
существенным открытием, несомненно лежавшим на его пути, — признанием времени
обращенного.
Схематически рассуждение можно повести примерно так.
Общеизвестны и в жизни каждого, несомненно, многочисленны, хотя и
непродуманны в занимающем нас смысле, сновидения, вызванные какою-нибудь внешнею
причиною, точнее сказать, по поводу или на случай того или другого внешнего
обстоятельства. Таковым может быть какой-либо шум или звук, громко сказанное
слово, упавшее одеяло, внезапно донесшийся запах, попавший на глаза луч света и
т. д. и т. д., — трудно сказать, чтó не может быть толчком к развертывающейся
деятельности творческой фантазии. Может быть, не было бы поспешностью признать и
все сны — такого происхождения, чем, впрочем, объективная их значимость
ничуть не подрывается. Но очень редко это банальное признание поводом сновидения
некоторого внешнего обстоятельства сопоставляется с самою композицией
сновидения, возникшего в данном случае. Скорее всего, эта невнимательность к
содержанию сновидения питается установившимся взглядом на сновидения как
на нечто пустое, недостойное разбора и мысли.