Библиотека >> Иконостас.
Скачать 100.56 Кбайт Иконостас.
Но не вы создали эти образы, не
вы явили эти живые идеи нашим обрадованным очам, — сами они явились нашему
созерцанию; вы же лишь устранили застившие нам их свет препятствия. Вы помогли
нам снять чешую, затянувшую духовные очи. И теперь мы, помощью вашею, видим, но
уже не ваше мастерство, а полно-реальное бытие самих ликов видим”. Вот, я смотрю
на икону и говорю в себе: “Се — Сама Онá» — не изображение Ее, а Она
Сама, чрез посредство, при помощи иконописного искусства созерцаемая. Как чрез
окно, вижу я Богоматерь, Самую Богоматерь, и Ей Самой молюсь, лицом к лицу, но
никак не изображению. Да в моем сознании и нет никакого изображения: есть
доска с красками, и есть Сама Матерь Господа. Окно есть окно, и доска иконы —
доска, краски, олифа. А за окном созерцается Сама Божия Матерь; а
за окном — видение Пречистой. Иконописец показал мне Ее, да; но не
создал: он отверз завесу, а Та, Кто за завесой, — предстоит объективною
реальностью не только мне, но равно — и ему, им обретается, ему является, но не
сочиняется им, хотя бы и в порыве самого высокого вдохновения. Икону должно или
недооценивать, сравнительно с ходячим позитивистическим полупризнанием, или
переоценивать, но ни в коем случае не застревать на психологической,
ассоциативной ее значимости, т. е. на ней, как на изображении. Всякое
изображение, по необходимой символичности своей, раскрывает свое духовное
содержание не иначе как в нашем духовном восхождении “от образа к первообразу”,
т. е. при онтологическом соприкосновении нашем с самим первообразом: тогда, и
только тогда чувственный знак наливается соками жизни и, тем самым, неотделимый
от своего первообраза, делается уже не “изображением”, а передовой волной или
одной из передовых волн, возбуждаемых реальностью. А все другие способы явления
нашему духу самой реальности — тоже волны, ею возбуждаемые, включительно до
нашего жизненного общения с нею: ведь всегда мы общаемся с энергией сущности и,
чрез энергию, — с самою сущностью, но не непосредственно с последней. И икона,
будучи явлением, энергией, светом некоторой духовной сущности, а точнее
сказать, благодатью Божией, есть больше, чем хочет ее считать мысль, выдающая
себе аттестат “трезвости”, или же, если этого прикосновения к духовной сущности
не произошло, — она не есть вообще что-либо познавательного значения.
Так мы вплотную подошли к постоянно применявшемуся в иконоборческих спорах термину и понятию напоминания. Защитники икон бесчисленное число раз ссылаются на напоминательное значение икон: иконы, говорят святые отцы и, их словами, Седьмой Вселенский Собор, напоминают молящимся о своих первообразах, и, взирая на иконы, верующие “возносят ум от образов к первообразам”. Такова очень прочно окрепшая богословская терминология. На эти выражения теперь нередко ссылаются, да и толкуют их вообще в смысле субъективно-психологическом и коренным образом ложно, до основания извращая мысль святых отцов и собственными руками, под видом защиты икон, восстанавливая, да притом грубо и безоговорочно, иконоборчество; да и насколько тó, древнее, иконоборчество, над которым восторжествовало церковное учение, было вдумчивее, тоньше и осторожнее, сложнее по мысли, нежели современные перепевы на ту же тему при возражениях протестантам и рационализму! Ведь иконоборцы вовсе не отрицали возможности и полезности религиозной живописи, к каковой ныне приравниваются иконы; иконоборцы именно, говоря по-современному, и указывали на субъективно-ассоциативную значимость икон, но отрицали в них онтологическую связь с первообразами, — и тогда все иконопочитание — лобызание икон, молитва им, каждение перед ними, возжигание свеч и лампад и т. п., т. е. относимое к “изображениям”, стоящим вне и помимо самих первообразов, к этому двойнику почитаемого — не могло не расцениваться как преступное идолопоклонство. Если иконы суть “изображения”, то нелепо и греховно этим педагогическим пособиям воздавать “честь”, подобающую одному только Богу, и совершенно непостижимо, чтó, собственно, значит издавняя вера Церкви о восхождении к первообразу — чести, воздаваемой образу. Но тогда, в период иконоборческих споров, люди знали, о чем, собственно, они спорят и в чем между собою не согласны: были иконопочитатели и были иконоборцы. Теперь и иконопочитатели учат по-иконоборчески, сами не зная, отстаивают ли, собственно, они иконы или, напротив, отвергают. Дело же — в забвении, что споры об иконах происходили в IX веке, а не десятью веками позже, в Византии, а не в Англии, и на почве философии платоно-аристотелевской, а не юмо-милле-бэновской. Подставив в святоотеческую соборную терминологию содержание английского сенсуализма вместо подразумевавшегося ими значения онтологического, на почве древнего идеализма, нынешние защитники икон успешно выиграли победу, некогда потерянную иконоборцами. Итак, чтó же значат в соборных постановлениях термины: первообраз и образ, напоминание, ум и т. д.? Таким образом, икона напоминает о некотором первообразе, т. | ||
|