Библиотека >> Иконостас.
Скачать 100.56 Кбайт Иконостас.
Однажды
ночью, когда он во сне молился Пресвятой Деве, что бывало с ним часто, вдруг от
сильного волнения воспрянул от сна. Во мраке ночи взор Рафаэля привлечен был
светлым видением на стене против самого его ложа; он вглянулся в него и увидел,
что висевший на стене, еще недоконченный образ Мадонны блистал кротким сиянием и
казался совершенным и будто живым образом. Он так выражал свою божественность,
что градом покатились слезы из очей изумленного Рафаэля. С каким
неизъяснимо-трогательным видом он смотрел на него очами слезными, и каждую
минуту, казалось ему, этот образ хотел уже двигаться; даже мнилось, что он
двигается в самом деле. Но чудеснее всего, что Рафаэль нашел в нем именно то,
чего искал всю жизнь и о чем имел темное и смутное предчувствие. Он не мог
припомнить, как заснул опять; но, вставши утром, будто вновь переродился:
видение навеки врезалось в его душу и чувства, и вот почему удалось ему
живописать Матерь Божию в том образе, в каком он носил Ее в душе своей, и с тех
пор всегда с благоговейным трепетом смотрел на изображение своей Мадонны. — Вот
что мне рассказал друг мой, дорогой Рафаэль, и я почел это чудо столь важным и
замечательным, что для собственного наслаждения сохранил его на бумаге”. Так
объясняются слова Рафаэля о тайном образе, иногда навещающем его душу.
Икона, как закрепление и объявление, возвещение красками духовного мира, по самому существу своему есть, конечно, дело того, кто видит этот мир, — святого, и потому, понятно, иконное художество в соответствии с тем, что на светском языке называется художеством, принадлежит не иначе как святым отцам. Церковное же сознание, выразившееся особенно определенно в известном постановлении Седьмого Вселенского Собора, даже не считает нужным выделять иконописцев в этом собственном и высшем смысле слова из сонма вообще святых отцов, но противопоставляет им иконописцев в низшем смысле, копиистов, в значительной мере просто ремесленников, мастеров иконного дела, или иконников, как их называли у нас на Руси, при небрежном отношении к своему ремеслу слывших за богомазов; но конечно, приводя все эти термины, мы поясняем соборное постановление русским церковным бытом, а не извлекаем их из него. В соборных же актах ясно говорится, что иконы создаются не замыслом — ε̕φεύρεσις, — собственно изобретением живописца, но в силу нерушимого закона и Предания — θεσμοθεσία καὶ Παραδοσις — Вселенской Церкви, что сочинять и предписывать есть дело не живописца, но святых отцов; этим последним принадлежит неотъемлемое право композиции — διάταξις, а живописцу — одно только исполнение, техника — τέχνη. С отдаленнейших времен христианской древности установилось воззрение на икону как на предмет, не подлежащий произвольному изменению, и, оплотняясь с ходом истории, это воззрение особенно твердо было выражено у нас на Руси, в церковных определениях XVI и XVII веков. Оно было закреплено многочисленными иконописными подлинниками, как словесными, так и лицевыми, которые самим существованием своим доказывают устойчивость иконного предания, а главнейшими статьями своими и основными формами приводятся к временам величайшей древности, к первым векам существования Церкви, а частями и элементами нередко коренятся в непроницаемом мраке истории дохристианской. Понятны нарочитые предупреждения в подлинниках иконному мастеру о том, что, кто станет писать иконы не по Преданию, но от своего измышления, повинен вечной муке. В этих нормах церковного сознания светские историки и позитивистические богословы усматривают свойственный Церкви обычный ее консерватизм, старческое удержание привычных форм и приемов, потому что иссякло церковное творчество, и оценивают такие нормы как препятствия нарождающимся попыткам нового церковного искусства. Но это непонимание церковного консерватизма есть вместе с тем и непонимание художественного творчества. Последнему канон никогда не служил помехой, и трудные канонические формы во всех отраслях искусства всегда были только оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие дарования. Подымая на высоту, достигнутую человечеством, каноническая форма высвобождает творческую энергию художника к новым достижениям, к творческим взлетам и освобождает от необходимости творчески твердить зады: требования канонической формы или, точнее, дар от человечества художнику канонической формы есть освобождение, а не стеснение. Художник, по невежеству воображающий, будто без канонической формы он сотворит великое, подобен пешеходу, которому мешает, по его мнению, твердая почва и который мнит, что, вися в воздухе, он ушел бы дальше, чем по земле. На самом же деле такой художник, отбросив форму совершенную, бессознательно хватается за обрывки и обломки тоже форм, но случайных и несовершенных, и к этим-то бессознательным реминисценциям притягивает эпитет “творчества”. | ||
|