Библиотека >> Иконостас.
Скачать 100.56 Кбайт Иконостас.
Трезвый день, когда он
держит в своей власти нашу душу, слишком явно отличен от области духовной, т. е.
потусторонней, чтобы притязать на обольщение, и его вещественность сознается как
тяжкое, но полезное нам иго, как благая тяга земли, стесняющая наше движение и
вместе — дающая точку опоры, праведно задерживающая стремительность нашего
волевого акта самоопределения, как доброго, так и злого, вообще растягивающая
единый миг вечного, т. е. навеки, ангельского определения себя в ту или другую
сторону на время нашей жизни и делающая жизнь, земную нашу жизнь, не
прозябанием, пассивно проявляющим все заранее имеющиеся возможности, но подвигом
подлинного самоустроения, художеством ваяния и чеканки нашего существа. Этот
удел наш, или доля наша, ειμαρμέυη(νχ), μοιρα, т. е. то, что
изречено о нас свыше, суждено или присуждено, fatum — от
fari, удел нашей немощи и нашего превосходства, дар богоподобного творчества,
есть время — пространство. Оно не обольщает. Не обольщает и духовность,
ангельский мир, когда душа стала к нему лицом к лицу. Но между ними, у
предела здешнего, сосредоточены соблазны и обольщения: это — те призраки,
которые изображены в описании заколдованного леса Тассо. Если кто обладает
духовною стойкостью и будет идти сквозь них, не устрашаясь и не склоняясь
на их соблазны, они окажутся бессильными над душою, тенями чувственного
мира, сонными его вожделениями, по реальности своей ничтожными. Но стóит только,
когда не сильна вера в Бога, когда человек опутан своими страстями и
пристрастиями, — стóит только оглянуться на эти призраки, как они, от души
оглянувшегося получив себе приток реальности, делаются сильны и, присосавшись к
душе, тем более воплощаются, чем более слабнет притянувшая их к себе душа; и
тогда трудно, очень трудно, почти невозможно без особого вмешательства
посторонней духовной силы вырваться из этих стигийских болот и топей,
простирающихся у выходов из мира. Эта ловушка на языке аскетов носит название
духовной прелести и всегда признавалась самым тяжким из состояний, в
которое может попасть человек. При всяком грехе требуемое им действие
необходимо ставит грешника в определенные отношения к внешнему бытию, с его
объективными свойствами и законами; и, ударяясь, в своем стремлении нарушить
строй Божьего творения, о природу и о человечество, обыкновенный грешник тем
самым имеет опорные точки одуматься и принести покаяние; каяться — μετ — и
значит — изменить образ мыслей, глубинной мысли нашего существа” Совсем иначе —
при впадении в прелесть: тут самообольщение, питающееся той или другой страстью,
более же всего и опаснее всего — гордостью, не ищет себе внешнего
удовлетворения, но направляется или, лучше сказать, мнит себя
направленным по перпендикуляру к чувственному миру. Не получая никакого
удовлетворения, ибо именно от этого выхождения из чувственного ее удерживают
стражи границ этого мира при помощи ее собственных страстей, всегда беспокойная
и при жизни начавшая гореть огнем геенны, душа замкнута в себе самое и потому не
имеет повода столкнуться, хотя бы и очень больно, с тем, что единственно могло
бы привести ее в сознание, — с объективным миром. Прéлестные образы будоражат
страсть, но опасность — не в страсти, как таковой, а в ее оценке, в принятии ее
за нечто, прямо противоположное тому, что она есть на самом деле. И в то же
время как обычно страсть сознается слабостью, опасностью и грехом и,
следовательно, смиряет, прéлестная страсть оценивается как достигнутая
духовность, т. е. как сила, спасение и святость, так что, если в
обыкновенном случае усилия направлены на освобождение от рабства страсти,
пусть хотя бы вялые и безрезультатные усилия, тут, при прéлести, все старания,
пришпориваемые и тщеславием, и чувственностью, и другими страстями, в
особенности же питаемые гордостью, силятся покрепче затянуть узлы, бывшие
когда-то совсем слабыми. Когда грешит обыкновенный грешник, он знает, что
отдаляется от Бога и прогневляет Его; прéлестная же душа уходит от Бога с
мнением, что она приходит к Нему, и прогневляет Его, думая Его обрадовать.
Происходит же все это от смешения óбразов восхождения с óбразами нисхождения.
Все дело в том, что ви́дение, возникающее на границе мира видимого и мира
невидимого, может быть отсутствием реальности здешнего мира, т. е.
непонятным знамением нашей собственной пустоты, — ибо страсть есть отсутствие в
душе объективного бытия, — и тогда в пустую прибранную горницу вселяются уже
совсем отрешившиеся от реальности личины реальности. Так и, напротив, видение
может быть присутствием реальности, высшей реальности духовного мира. И
подвиг самоочищения может иметь двоякий смысл и потому двоякое для нас
значение: когда внутренняя прибранность оценивается сама по себе, как
нечто, т. е. при фарисейском самосознании, тогда неминуемо и
самодовольство; а так как на самом деле душа пуста и даже, освобожденная от
хлама житейских попечений, стала пустее прежнего, то не терпящая духовной
пустоты природа населяет эту горницу души теми существами, которые наиболее
сродны с силами, побудившими к такой самоочистке, силами, как бы ни были они
благовидны, корыстными и нечистыми у своего корня.
| ||
|