Библиотека >> Иконостас.
Скачать 100.56 Кбайт Иконостас.
Между тем, истинный художник хочет не
своего во что бы то ни стало, а прекрасного, объективно-прекрасного, то
есть художественно воплощенной истины вещей, и вовсе не занят мелочным
самолюбивым вопросом, первым ли или сотым говорит он об истине. Лишь бы это была
истина, — и тогда ценность произведения сама собою установится. Как всякий, кто
живет, занят мыслью, живет ли он по правде или нет, а не тем, оказывается ли его
жизнь похожей на жизнь соседа, — живет сам в себе для истины и убежден, что
искренняя жизнь для истины непременно индивидуальна и в самой сути своей никак
не повторима, истинной же может быть лишь в потоке всечеловеческой истории, а не
как нарочито выдумываемая, — так не иначе и жизнь художественная: и художник,
опираясь на всечеловеческие художественные каноны, когда таковые здесь или там
найдены, чрез них и в них находит силу воплощать подлинно созерцаемую
действительность и твердо знает, что дело его, если оно свободно, не окажется
удвоением чужого дела, хотя предмет беспокойства его — не это совпадение с
кем-то, а истинность изображенного им. Принятие канона есть ощущение связи с
человечеством и сознание, что не напрасно же жило оно и не было же без истины,
свое же постижение истины, проверенное и очищенное собором народов и поколений,
оно закрепило в каноне. Ближайшая задача — постигнуть смысл канона, изнутри
проникнуть в него, как в сгущенный разум человечества, и, духовно напрягшись до
высшего уровня достигнутого, определить себя, как с этого уровня мне,
индивидуальному художнику, является истина вещей; хорошо известен тот факт, что
это напряжение при вмещении своего индивидуального разума в формы
общечеловеческие открывает родник творчества. Напротив, слабосильное и
самолюбивое бегство от общечеловеческих форм оставляет художника на уровне
низшем достигнутого и в этом смысле отнюдь не личном, но лишь случайном и
несознательном; образно говоря, макать в чернильницу палец вместо пера вовсе не
служит признаком ни индивидуальной самобытности, ни особого вдохновения, если бы
таким способом были написаны некие стихи. Чем труднее и отдаленнее от
повседневности предмет искусства, тем более сосредоточения требуется на
художественном каноне соответственного рода как по ответственности такого
искусства, так и по малой доступности требуемого тут опыта.
В отношении к духовному миру Церковь, всегда живая и творческая, вовсе не ищет защиты старых форм, как таковых, и не противопоставляет их новым, как таковым. Церковное понимание искусства и было и есть и будет одно — реализм. Это значит: Церковь, “столп и утверждение Истины”, требует только одного — истины. В старых ли или новых формах истина. Церковь о том не спрашивает, но всегда требует удостоверения, истинно ли нечто, и, если удостоверение дано, — благословляет и вкладывает в свою сокровищницу истины, а если не дано — отвергает. Когда, применительно к случаю разбираемому, уже найденный и выверенный соборне, всечеловеческий канон художества соблюден, тогда есть формальная гарантия, что предлагаемая икона или просто воспроизводит уже признанное истиной, или, сверх того, открывает еще нечто, тоже истинное; когда же нет соблюдения, то это или ниже допустимого, или во всяком случае нуждается, как новое откровение, в проверке. И тогда художник должен понимать, чтó он делает, и быть готовым к ответу. Так, соборный разум Церкви не может не спросить Врубеля, Васнецова, Нестерова и других новых иконописцев, сознают ли они, что изображают не что-то, вообразившееся и сочиненное ими, а некоторую в самом деле существующую реальность и что об этой реальности они сказали или правду, и тогда дали ряд первоявленных икон, — кстати сказать, численно превосходящих все, что узрели святые иконописцы на всем протяжении Церковной истории, — или неправду. Тут речь идет не о том, плохо или хорошо изображена некоторая женщина, тем более что это “плохо” и “хорошо” в значительной мере определяется намерением художника, а о том, в самом ли деле это Богоматерь. Если же эти художники, хотя бы внутренне, для себя, не могут удостоверить самотождество изображаемого лица, если это кто-то другой, то не происходит ли здесь величайшего духовного смятения и смущения и не сказал ли художник кистью неправды о Богоматери? Искание современными художниками модели при писании священных изображений уже само по себе есть доказательство, что они не видят явственно — изображаемого ими неземного образа: а если бы видели ясно, то всякий посторонний образ, да к тому же образ иного порядка, иного мира, был бы помехой, а не подспорьем тому, духовному созерцанию. Думается, большинство художников, ни ясно, ни неясно, просто ничего не видят, а слегка преобразуют внешний образ согласно полусознательным воспоминаниям о Богоматерних иконах и, смешивая уставную истину с собственным самочинием, зная, что они делают, дерзают надписать имя Богоматери. Но если они не могут удостоверить правдивости своего изображения и даже | ||
|