Пара-бхакти, или высшее богопочитание.
Один человек может видеть свой идеал в самом низком существе, другой - в самом
высоком, и тем не менее обоими может быть истинно и сильно любим только его
идеал. Высочайший идеал всякого человека - Бог. Для невежды и мудреца, святого и
грешника, образованного и необразованного, воспитанного и невоспитанного, - для
всех людей высший идеал - его Бог. Совокупность всех высших идеалов красоты,
величия и силы дает нам полное понятие о любящем и любимом Боге. Эти идеалы
существуют в каждом уме, в той или другой форме, и составляют части и
совокупность частей всех наших умов. Все активные проявления человеческой
природы, которые мы видим в окружающем нас обществе, производятся в разных душах
разными идеалами, стремящимися обнаружиться и стать конкретными, потому что все,
находящееся внутри, стремится выйти наружу. Это вечно господствующее влияние
идеала есть сила, одна из побудительных причин, которую постоянно можно видеть
действующею в человечестве. Может быть, только после сотен рождений, после
борьбы в течение тысячелетий человек увидит, что напрасно стараться свой
внутренний идеал приспособлять к внешним условиям и сообразовать с ними; но,
придя к такому заключению, он не будет больше пытаться проводить свой идеал во
внешнем мире, а станет поклоняться самому идеалу, как идеалу с точки зрения
высшей любви.
Этот бесконечно совершенный идеал обнимает все низшие идеалы.
Каждый находит верным изречение, что любящий видит красоту Елены даже в эфиопке.
Человек, стоящий в стороне, в роли зрителя, находит, что в этом случае идеал
помещен не там, где следует; но влюбленный все равно видит свою Елену и совсем
не видит эфиопки. Потому что предмет нашей любви - будь то Елена, или эфиопка -
есть настоящий центр, около которого скристаллизовались наши идеалы. Чему же мир
обыкновенно поклоняется? Конечно, не всеобъемлющему, бесконечно совершенному
идеалу высшей преданности и любви. Идеал, которому обыкновенно поклоняются все,
и мужчины, и женщины, - это то, что имеется в них самих, и каждый проектирует
свой идеал во внешний мир и преклоняет перед ним колена. Вот почему жестокие
люди считают Бога кровожадным; они воплощают в нем свой собственный высший
идеал. По той же причине добрые люди имеют очень высокое представление о Боге;
их идеал, конечно, очень сильно отличается от идеала первых.
Бог Любви Сам доказывает Свое существование
Что составляет идеал любящего, который совсем отрешился от
всякой мысли об эгоизме, мене и торговле и не знает страха? Такой человек самому
Богу скажет: "У меня нет ничего, что я мог бы назвать своим. Все свое я отдал
Тебе и ничего не хочу от Тебя". Когда человек достиг такого состояния, его
идеалом становится совершенная, бесстрашная любовь. Высший идеал такого человека
не имеет в себе ничего узкого, ничего частного.
Это всеобщая любовь, любовь без границ и оков, сама любовь,
совершенная и безусловная. Великому идеалу религии любви поклоняются абсолютно,
как таковому, без помощи каких-либо символов или побуждений. Высшая форма Бхакти
есть поклонение всеми признанному идеалу как своему собственному, избранному
самим собою; прочие формы Бхакти - только ступени на пути к достижению этой
высшей. Все наши неудачи и успехи в исполнении требований религии любви лежат на
пути к осуществлению этого одного идеала. Бхакта берет один предмет за другим и
в каждый из них последовательно воплощает свой внутренний идеал. При этом он
видит, что все они не могут быть представителями его всеобъемлющего внутреннего
идеала, и один за другим отбрасывает их.
Затем начинает думать, что напрасно старался осуществлять идеал
во внешних предметах, что все внешние предметы ничто, в сравнении с самим
идеалом, и со временем приобретает способность осуществления самого высокого и
обобщенного отвлеченного идеала - чистую абстракцию, которая становится для него
совершенно живой и реальной. Когда подвижник достигает этого состояния, ему не
нужно больше спрашивать, может ли Бог обнаруживаться или нет, всемогущ ли Он и
вездесущ ли. Для него Он только Бог любви. Он высочайший идеал любви, и этого
для него довольно. Он, как любовь, для него видим непосредственно - так как для
любящего существование любимого не требует никаких доказательств. Боги-судьи
других форм религии могут требовать массы доказательств, чтоб установить свое
существование; но бхакта не может думать и совсем не думает о таких богах. Для
него Бог существует только как любовь, и, находя Его, как самую внутреннюю душу,
во всем, он в экстазе восклицает: "Никто, о возлюбленный, не любит мужа ради
мужа, но муж любим ради Господа, который в муже; никто, о возлюбленный, не любит
жену ради жены, но жену любят ради Господа, который в жене".