Пара-бхакти, или высшее богопочитание.
Он выдержал длинный ряд схваток, испытал их тяжесть и страстно желает
освободиться от них. Он хочет избежать столкновений и идет прямо к
всепривлекающему центру, к великому Хари. Могущественное притяжение в
направлении к Нему и уничтожает все другие привязанности бхакты, так как
входящая в его сердце бесконечная любовь к Богу не оставляет там места ни для
какой другой любви. Да иначе и быть не может. Бхакти наполняет его сердце
океаном любви; этот океан - Сам Бог, и там не остается места для маленьких
привязанностей. Это отречение бхакты называется вайрага, или
непривязанность ко всему, что не Бог, и происходит от анурага, или
сильной привязанности к Богу. Когда такое идеальное отречение, служащее
приготовлением в высшей Бхакти, наступает, для души открывается дверь к
достижению полных величия областей Высшего Богопочитания, или
Пара-Бхакти, и только человек, вошедший во внутренний алтарь ее, имеет
право сказать, что все формы и символы, как помощь к осуществлению религии, для
него бесполезны. Только он достиг того высшего состояния любви, которое
обыкновенно называется братством людей; остальные только болтают о нем. Он один
не видит различий. Огромный океан любви влился в него, и он не замечает ни
людей, ни животных, ни растений, ни солнца, ни луны, ни звезд; но везде и во
всем видит своего Возлюбленного. Во всех лицах ему сияет его Хари. Свет солнца и
луны - Его проявления. Везде, где есть красота или величие, для него - это
красота и величие Его. Такие бхакты еще живут - мир никогда не бывает без них.
Такой, даже когда его укусит змея, скажет, что это к нему пришел посланный от
его Возлюбленного. Только такие люди имеют право говорить о всеобщем братстве.
Они не чувствуют злобы; их ум никогда не реагирует в форме ненависти или
зависти. Все внешнее, чувственное в них исчезло навсегда. Как могут они
сердиться, когда, вследствие своей любви, они всегда за всем кажущимся видят
Истину.
Естественность бхакти-йоги и ее главный секрет
"Какие йоги выше, те ли, что с постоянным почтением всегда
молятся Тебе, или те, которые поклоняются Недифференцированному,
Абсолюту?" <<3>> - спросил Арджуна Шри Кришну. Ответ был такой:
"Кто сосредоточивает свой ум на Мне и молится Мне с вечным постоянством и самою
глубокою верою, - те Мои лучшие поклонники; они величайшие йоги. Кто подчинением
своего тела и уверенностью в тождестве всей вещей поклоняется Абсолюту,
Неописуемому, Непроявленному, Вездесущему, Немыслимому, Всеведущему,
Неизменяемому и Вечному, тот, деланием добра всем существам, также приходит ко
Мне Одному. Но для тех, чей ум посвящен непроявленному Абсолюту, трудность
борьбы по пути к достижению цели значительно больше, так как для воплощенного
существа путь к непроявленному Абсолюту гораздо труднее, Кто весь свой труд
предлагает Мне, кто с полным упованием думает обо Мне, молится Мне и не имеет
привязанности ни к чему, кроме Меня, тех Я скоро подниму из океана вечно
повторяющихся рождений и смерти, так как их ум вполне привязан ко Мне".
Это одинаково относится к жнана-йоге и бхакти-йоге. Можно
сказать, что обе определяются этим изречением. Жнана-йога - великая наука; это
высшая философия.
Как это ни странно, но почти каждый думает, что может делать
все, что от него требует философия. На самом деле следовать в жизни философии
очень трудно, и часто, пробуя руководствоваться ею в жизни, мы подвергаемся
серьезной опасности. Этот мир делится на людей с демоническою природой,
думающих, что забота о теле составляет сущность и цель существования, и людей с
хорошею натурою, которые знают, что тело только средство для достижения целей
- орудие, назначенное для воспитания души. Дьявол может также цитировать
Писание, и на самом деле цитирует, толкуя его сообразно со своими целями; так
что знание, служа для доброго человека побудительною причиною к деланию добра,
предлагается также и в оправдание того, что делают злые люди. В этом большая
опасность жнана-йоги. Бхакти-йога же естественна, приятна и легка. Бхакти-йог не
взлетает на такие высоты, как жнана-йог, и поэтому для него нет и таких жестоких
падений. Но пока с души не спали оковы, она, конечно, не может быть свободна,
какой бы религиозный путь ни избрала.
Есть рассказ об одной блаженной гопи, у которой были разбиты
связывающие душу оковы как хороших, так и дурных поступков. "Сильное
наслаждение, испытываемое при размышлении о Боге, сняло с нее связывающее
действие ее добрых дел, а сильная скорбь души от недостижения Его омыла ее от
всех греховных наклонностей; и, освободясь таким образом от всех оков, она стала
свободною".<<4>> Поэтому главный секрет бхакти-йога заключается в
знании, что различные страсти, чувства и наклонности человеческого сердца
сами по себе не бывают дурны, следует только заботливо управлять ими и давать им
все более и более высокое направление, пока они не достигнут самого полного
совершенства.