Пара-бхакти, или высшее богопочитание.
Самое высшее направление - то, которое ведет нас к Богу;
всякое другое ниже его. Мы видим, что наслаждение и страдание очень обыкновенны
и часто повторяются в нашей жизни. Когда человек страдает от того, что не достиг
богатства или чего-либо другого мирского, он, значит, дурно направил свое
чувство, и страдание не принесет ему пользы. Если же он страдает потому, что не
достиг Высочайшего, не приблизился к Богу, страдание послужит к его спасению.
Когда вы радуетесь, что получили горсть монет, вы дали вашей способности
радоваться ложное направление; ее нужно было направить выше, заставить служить
Высочайшему идеалу, достижение которого должно быть самой сильной нашей
радостью. Это верно относительно всех наших чувств. Бхакта говорит, что ни одно
из них не дурно; он пользуется каждым из них, направляя все без исключения к
Богу.
Формы проявления любви
Есть несколько форм, в которых любовь проявляется. На первом
месте стоит почитание. Почему люди оказывают почтение храмам и святым местам?
Потому, что там поклоняются Богу, и Его присутствие связывается в понятии людей
с такими местами. Почему во всех странах почитают учителей религии? Для
человеческого сердца естественно так поступать, потому что учители религии
проповедуют о Боге. В основе своей почтение есть результат любви; никто из нас
не может почитать того, кого не любит. Дальше идет прити - наслаждение в
Боге. Какое огромное удовольствие люди испытывают от чувственных предметов! Они
идут куда угодно, подвергаются всяким опасностям, чтобы добыть вещь, которая им
нравится. Бхакта желает того же самого рода сильной любви, но только
направленной к Богу. Затем есть прелесть и в страдании, вирахе, - сильном
страдании от отсутствия любимого. Когда человек чувствует сильное горе, потому
что не достиг Бога, не узнал того, что только одно достойно познания и,
вследствие этого, стал неудовлетворенным и почти безумным, тогда говорят, что у
него вираха - то состояние ума, которое заставляет чувствовать недовольство в
присутствии всего, что нелюбимо. Мы видим, как часто бывает эта вираха при
земной любви. Когда мужчина сильно любит женщину или женщина мужчину, они
чувствуют род невольной досады в присутствии тех, кого не любят. Совершенно то
же состояние нетерпения относительно нелюбимых вещей испытывает ум, когда
Пара-Бхакти приобрела власть над ним; даже говорить о чем-нибудь, кроме Бога,
ему становится противно. "Думай о Нем, о Нем одном и откажись от всех других
пустых мыслей".<<5>> Те, кто говорит только о Нем, приятны Ему; те
же, кто говорит о чем-нибудь другом, кажутся Ему неприятными.
Еще выше любовь, когда сама жизнь поддерживается только ради
идеала любви, когда жизнь находят прекрасной и стоящей того, чтобы жить только
из-за любви, когда без любви жизнь не продолжалась бы и мгновения. Жизнь приятна
потому, что она полна мыслью о возлюбленном. Тадията (принадлежность Ему)
наступает, когда человек стал совершенным в Бхакти. Когда он сделался блаженным,
достиг Бога, прикоснулся к ногам своего Господа, тогда вся его природа очищена и
совершенно изменилась, все назначение его жизни выполнено. Но, достигнув такого
состояния, многие бхакты продолжают жить исключительно для того, чтобы
благословить Его. Это составляет их единственное блаженство в жизни, с которым
они не хотят расстаться. "О король, таково блаженное свойство Хари, что даже те,
кто стал удовлетворенным всем и чье сердце освободилось от всех уз, даже они
любят Бога ради самой любви",<<6>> - Господа, "Которому поклоняются
все боги, все любящие свободу и все познавшие Брахмана".<<7>> Такова
сила любви. Когда человек совершенно забыл себя и чувствует, что ему ничто не
принадлежит, только тогда он приобретает состояние тадияты. Все
становится для него священным, потому что все принадлежит Возлюбленному. Даже
при земной любви любящий считает священным и дорогим для себя все, принадлежащее
любимому. Как возлюбленный любит даже клочок одежды возлюбленной его сердца,
совершенно так же, когда человек любит Бога, все во Вселенной становится для
него дорогим потому, что все принадлежит Ему.
Всеобъемлющая любовь,
и как она ведет к
самопожертвованию
Как мы можем любить вьяшти, частное, не любя раньше
самашти, всеобщее? Бог есть самашти, обобщенное и абстрактное
всеобщее целое; а природа, которую мы видим, вьяшти, отдельная вещь.
Любить всю Вселенную можно только любовью к самашти - всеобщему, которая
есть простая единица, заключающая в себе миллионы миллионов меньших частиц.