Библиотека >> История западной философии
Скачать 678.16 Кбайт История западной философии
Для Эмпедокла Любовь и Вражда – первичные субстанции наряду с землей, воздухом, огнем и водой. В одни периоды преобладала Любовь, в другие – Вражда. Существовал некогда Золотой век, когда безраздельно господствовала Любовь. В этот век люди поклонялись только кипрской Афродите. Изменения в мире определяются не какой-либо целью, но только Случайностью и Необходимостью. Развитие происходит по кругу: когда элементы полностью смешаны Любовью, Вражда постепенно снова разделяет их, когда же Вражда их разделит, Любовь вновь начинает их постепенно соединять. Таким образом, всякая сложная субстанция преходяща, только элементы вместе с Враждой и Любовью вечны.
Это напоминает Гераклита, но в смягченной форме, так как не одна Вражда, но Вражда и Любовь в совокупности производят перемену. Платон связывает Гераклита с Эмпедоклом в "Софисте" (242) "Позднее некоторые ионийские и сицилийские Музы сообразили, что всего безопаснее объединить и то, и другое и заявить, что бытие и множественно и едино и что оно держится враждою и дружбою. "Расходящееся всегда сходится", – говорят более строгие из Муз; более же уступчивые всегда допускали, что все бывает поочередно то единым и любимым Афродитою, то множественным и враждебным с самим собою вследствие какого-то раздора" [41]. Эмпедокл утверждал, что материальный мир шарообразен: в Золотой век Вражда была снаружи, а Любовь – внутри; затем постепенно в мир вошла Вражда, и Любовь была изгнана, пока в наихудшее время Любовь целиком не окажется вне шара, а Вражда – целиком внутри его. Затем – хотя причина этого не ясна – начинается противоположное движение, пока не возвращается (отнюдь не навсегда) Золотой век. Весь цикл затем повторяется снова. Могут вообразить, что каждая стадия могла бы быть устойчивой, но это не является точкой зрения Эмпедокла. Он хотел объяснить движение, учитывая аргументы Парменида, но он не хотел, ни на какой стадии, прибыть к неизменной Вселенной. Взгляды Эмпедокла на религию в основном были пифагорейскими, Во фрагменте, в котором, по всей вероятности, речь идет о Пифагоре, он говорит: Был среди них некий муж, обладавший чрезвычайными познаниями, Который стяжал величайшее богатство ума, И особенно искушенный в разного рода мудрых делах. Стоило ему устремиться [пожелать] всеми силами ума, Как он с легкостью видел каждую из всех сущих [вещей] И за десять, и за двадцать человеческих веков [42]. В Золотой век, как уже говорилось, люди поклонялись только Афродите. А чистой кровью не окроплялся алтарь, Но было это величайшей скверной среди людей: Вырвав жизнь, поедать благородные члены [43]. Однажды он говорил о себе цветисто, как о Боге: Друзья! Вы, что живете в большом городе на берегах золотистого Акраганта, На самом акрополе, радеющие о добрых делах, Вы – почтенные гавани для чужестранцев, не ведающие худа, Привет вам! А я – уже не человек, но бессмертный бог для вас – Шествую, почитаемый всеми как положено, Перевитый лентами и зеленеющими венками: Ими – едва лишь я прихожу в цветущие города Почитают меня мужчины и женщины. Они следуют за мной – Тьмы и тьмы – чтобы выспросить, где тропа к пользе: Одним нужны предсказания, другие по поводу болезней Всевозможных спрашивают, чтобы услышать целительное слово, Давно уже терзаемые тяжкими муками. Да, что я напираю на это? Будто я делаю что-то важное, Если превосхожу смертных, гибнущих от множества напастей людей [44]. В другой раз он чувствует себя великим грешником, искупающим свою нечестивость: Есть оракул [рок] Необходимости (Ананкэ), древнее постановление богов, Вечное, скрепленное, словно печатью, пространными клятвами: Если какой-нибудь демон (божество) осквернит свои члены кровью [убийством] по прегрешению, И следуя Ненависти, поклянется преступной клятвой, – Из тех, кому досталась в удел долговечная жизнь – Тридцать тысяч лет скитаться ему вдали от блаженных, Рождаясь с течением времени но всевозможных обличьях смертных [существ], Сменяя мучительные пути жизни. Мощь Эфира гонит его в Море, Море выплевывает на почву Земли, Земля – к лучам Сияющего Солнца, а Солнце ввергает в вихри Эфира. Один принимает от другого, но псе ненавидят. Но этому пути и я иду ныне, изгнанник от богов и скиталец, Повинуясь бешеной Ненависти...[45] В чем состоял его грех, мы не знаем; может быть, там не было ничего, что мы могли бы счесть очень тяжелым. Ибо он говорит: Горе мне, что неумолимый день не сгубил меня раньше, Чем я изобрел своими губами гнусные дела (мясо)едения! От листьев лавра – совершенно воздерживаться! Несчастные, трижды несчастные! Не прикасайтесь к бобам! [46] Таким образом, он, вероятно, не совершал ничего худшего, за исключением того, что жевал листья лавра или жадно поедал бобы. Самый знаменитый отрывок у Платона, где он сравнивает этот мир с пещерой, в которой мы видим только тени реальных предметов, находящихся в светлом мире наверху, был предвосхищен Эмпедоклом. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
| ||
|