Библиотека >> История западной философии
История западной философии
Бертран Рассел
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ Новосибирск, 1994 Книга Первая ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОСОКРАТИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА ПИФАГОР ГЕРАКЛИТ ПАРМЕНИД ЭМПЕДОКЛ АФИНЫ В ОТНОШЕНИИ К КУЛЬТУРЕ АНАКСАГОР АТОМИСТЫ ПРОТАГОР ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СОКРАТ, ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ СОКРАТ ВЛИЯНИЕ СПАРТЫ ИСТОЧНИКИ ВЗГЛЯДОВ ПЛАТОНА УТОПИЯ ПЛАТОНА ТЕОРИЯ ИДЕЙ ТЕОРИЯ БЕССМЕРТИЯ ПЛАТОНА КОСМОГОНИЯ ПЛАТОНА ЗНАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ У ПЛАТОНА МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ ПОЛИТИКА АРИСТОТЕЛЯ ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА И АСТРОНОМИЯ Книга Вторая КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВВЕДЕНИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОТЦЫ ЦЕРКВИ РЕЛИГИОЗНОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРЕЕВ ХРИСТИАНСТВО В ПЕРВЫЕ ЧЕТЫРЕ СТОЛЕТИЯ ТРИ ДОКТОРА ЦЕРКВИ ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ СВ. АВГУСТИНА ФИЛОСОФИЯ V и VI СТОЛЕТИЯ СВ.БЕНЕДИКТ И ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СХОЛАСТЫ ПАПСТВО В ВЕКА МРАКА ИОАНН СКОТ ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА XI СТОЛЕТИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ XII СТОЛЕТИЕ XIII СТОЛЕТИЕ СВ.ФОМА АКВИНСКИЙ ФРАНЦИСКАНСКИЕ СХОЛАСТЫ УПАДОК ПАПСТВА Книга Третья ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО ЮМА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ МАКИАВЕЛЛИ ЭРАЗМ И МОР РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ РАЗВИТИЕ НАУКИ ФРЭНСИС БЭКОН "ЛЕВИАФАН" ГОББСА ДЕКАРТ СПИНОЗА ЛЕЙБНИЦ ФИЛОСОФСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЛОККА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЛОККА ВЛИЯНИЕ ЛОККА БЕРКЛИ ЮМ ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ОТ РУССО ДО НАШИХ ДНЕЙ ДВИЖЕНИЕ РОМАНТИЗМА РУССО КАНТ ТЕЧЕНИЯ МЫСЛИ В XIX СТОЛЕТИИ ГЕГЕЛЬ БАЙРОН ШОПЕНГАУЭР НИЦШЕ УТИЛИТАРИСТЫ КАРЛ МАРКС БЕРГСОН УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС ДЖОН ДЬЮИ ФИЛОСОФИЯ ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Книга Первая ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОСОКРАТИКИ Глава I ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции. Многое из того, что создает цивилизацию, уже существовало в течение тысячелетий в Египте и Месопотамии и распространилось оттуда в соседние страны. Но некоторых элементов недоставало, пока они не были восполнены греками. Чего они достигли в искусстве и литературе, известно каждому, но то, что они сделали в чисто интеллектуальной области, является даже еще более исключительным. Они изобрели математику [1], науку и философию; на место простых летописей они впервые поставили историю; они свободно рассуждали о природе мира и целях жизни, не обремененные путами какого-либо традиционного ортодоксального учения. Происшедшее было настолько удивительным, что люди до самого последнего времени довольствовались изумлением и мистическими разговорами о греческом гении. Однако вполне возможно понять развитие Греции в научных терминах и такое исследование стоит затраченного времени. Философия начинается с Фалеса. К счастью, можно легко установить, когда он жил, так как Фалес предсказал затмение, происшедшее, согласно подсчетам астрономов, в 585 году до н.э. Философия и наука – они сперва не разделялись – возникли, таким образом, в начале VI века. Что же происходило в Греции и в соседних странах в предшествующий этому период? Об этом можно говорить только предположительно, но в наш век благодаря археологии у нас гораздо больше знаний, чем было у наших дедов. Искусство письма было изобретено в Египте около 4000 лет до н.э., в Вавилонии же – ненамного позднее. В каждой стране письменность начиналась с рисунков, изображающих предметы, о которых шла речь. Эти рисунки вскоре приобрели условный характер, слова уже представлялись не рисунками, а идеограммами, как это все еще имеет место в современном Китае. В течение тысячелетий эта громоздкая система развилась в алфавитную письменность. Цивилизация в Египте и Месопотамии обязана своим раним развитием Нилу, Тигру и Евфрату, которые делали сельское хозяйство самым легким и производительным занятием. Она во многом сходна с цивилизацией, которую испанцы застали в Мексике и в Перу. Обожествляемый царь имел деспотическую власть; в Египте он владел всей землей. Царь имел особенно сокровенные отношения с верховым богом, увенчивавшим политеистическую религию. Существовала военная, а также жреческая аристократия. Если царь оказывался несильным или был занят в тяжелой войне, жреческая аристократия чувствовала себя способной покушаться на царскую власть. Землю возделывали принадлежавшие царю, аристократии и жречеству рабы. Между египетской и вавилонской теологией имеются существенные различия. Египтяне больше думали о смерти, они верили, что души умерших спускаются в подземное царство, где их ждет суд Осириса, решение которого определяется их образом жизни на земле. Они думали, что в конце концов душе предстоит возвращение в тело. Эта вера проявлялась в бальзамировании умерших и в постройке роскошных пирамид. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
| ||
|