Библиотека >> Кто умирает?

Скачать 238.62 Кбайт
Кто умирает?

Чувствуйте, когда оказываются полезными такие медитации и беседы.
Вы не должны пытаться сбыть близкому человеку свои идеи или философию, а только находитесь рядом с ним в любви. Вы должны заботливо подвести его к двери, пройти через которую он должен сам.
Даже если человек находится в коме, оставайтесь с ним и говорите с ним. Он присутствует. Разговор с человеком, находящимся в коме, вслух или через сердце, кажется, дает относительную точку зрения, с помощью которой он видит, что не является тем, кем он привык себя считать, поскольку его осознание существует за пределами тела. Чтение священных книг и разговоры с тем, кто находится в коме, могут быть очень полезны для человека. Музыка тоже может помочь в этом деле.
Просто присутствуйте.
Многие желают лежать не в спальне, а в гостиной, где больше места для размещения больничной кровати и других удобств. Позвольте индивиду находиться в центре жизни семьи, если он этого желает. Всегда очень важно расположить кровать недалеко от большого окна, чтобы больной продолжал чувствовать контакт с известным, когда близится его переход в неизвестное. Поставить кровать в гостиной может быть особенно уместно, когда умирает ребенок, потому что в спальню детей часто посылают в наказание.
Нередко умирающие чувствуют, что их смерть является в каком то смысле возмездием за их предыдущие действия. В таком случае следует принять любые меры, чтобы помочь умирающему избавиться от чувства вины и сомнения.
В японской буддистской традиции Чистой Земли принято ставить перед умирающими лакированную ширму с изображением радостных и чистых сфер бытия, в которые они скоро попадут. Мы обнаружили, что в больничной палате и дома на самом видном месте хорошо повесить картину, которая символизирует нашу подлинную природу. Для некоторых это изображение Христа, для других – Будды. Для кого то это может быть картина с закатом солнца или луной, поднимающейся над морем. Фотография или картина, нарисованная со вкусом, может стать объектом для концентрации, уменьшает беспокойство и усиливает глубинное чувство бытия и взаимности. Фотографии с изображениями членов семьи могут оказаться не лучшими изображениями для медитации или созерцания, хотя больные часто кладут их возле себя на тумбочке. Дело в том, что эти вещи могут усиливать личную привязанность и желание оставаться в теле.
Также должна быть возможность завешивать окна черными шторами, чтобы человек мог изменять освещенность в комнате в соответствии со своими нуждами.
По просьбе больного можно дать ему зеркало. Некоторые любят наблюдать за тем, как происходят изменения в теле, чтобы замечать рост своего духа. Некоторым зеркало помогает обрести уверенность в себе, хотя других оно может напугать. Еще раз повторю: будьте чувствительны к нуждам индивида и знайте, что со временем нужды тоже могут меняться.
Очень хорошо, если комната, в которой находится индивид, примыкает к ванной. В комнате должна быть постоянная температура и не должно быть сквозняков. Для тех, кто может ходить, нужно найти нескользкие тапочки, чтобы они могли безопасно передвигаться по комнате и выходить в ванную.
Не забывайте о старых средствах комфорта, таких, как грелка или греющаяся подушка.
Кроме того, личный телефонный аппарат всегда должен быть рядом, если человек желает поддерживать связь с миром. Человек также должен уметь отключать этот аппарат в определенные часы.
Многие находят полезным записывать в дневнике процесс, через который они проходят. Ручка и бумага всегда должны быть рядом, чтобы человек записывал все, что он открывает в процессе исследования и желает поведать тем, кто будет жить после него.
Растения создают очень хорошую обстановку для больных. Если в комнате находится полдесятка вазонов с комнатными растениями, она приобретает особо ухоженный вид. Растения молчаливы и постоянно излучают свою любовь.
Будьте чувствительны. Ко всему относитесь творчески.


ПРИЛОЖЕНИЕ II
СКАНДХА МЕДИТАЦИЯ

Одним из элементов тибетского миросозерцания является описание процесса умирания как медитации на «растворении составных элементов», которая известна также как медитация на «распаде скандх».
Речь идет об исследовании распада сложных ментальных процессов, которые мы ошибочно принимаем за свое «я». Эта медитация описывает «подлинное» умирание как растворение матриц переживаний, которые мы обычно отождествляем с «собой». Об этих «составных элементах» (скандхах) принято говорить как об основе всех переживаний, как о феномене, на котором зиждется наше «я». Их распад переживается как таяние «личности», ее растворение в недифференцируемом потоке феноменов, когда напряжение нашей отдельности исчезает и осознание возвращается в глубинную пространственность бытия.


СКАНДХА МЕДИТАЦИЯ

Эта разновидность классической тибетской медитации в действительности представляет собой приведенное Буддой описание процесса умирания. Она отражает процесс умирания обычного человека, а не святого. Предполагается также, что человек умирает естественной смертью, а не в результате травмы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128