Библиотека >> Устойчивое общество, его друзья и враги
Устойчивое общество, его друзья и враги
КУТЫРЕВ Владимир Александрович (р. 24.09.1943) - спец. по методол. соц. познания, филос. проблемам техники и экологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Чкаловском районе Горьковской области. Окончил филос. ф-т МГУ(1970), асп. там же (1975).Доц. Костромского гос.пед. ин-та (1975 - 1979), Горьковской ВПШ (1979 - 1991). С 1991 - проф. кафедры филос. и культурологии Нижегородского архитектурно-строительного ун-та. Докт. дисс.- "Комплексное взаимодействие общенаучных методов в социальном познании" (1979). Действит. член Академии гуманитарных наук, чл.-корр. Международной Славянской академии (с 1993). Лауреат премии г.Нижний Новгород 1995 года за книгу "Естественное и искусственное: борьба миров". Лауреат премии журнала "Нижний Новгород" за лучшую публикацию в 1997 году. В 1999-2000 гг. Председатель Совета по защите кандидатских диссертаций по культурологии. В настоящее время зам. председателя Совета по защите диссертаций на соискание степени доктора философских наук. Председатель городского семинара по философии. Автор более 200 публикаций, в том числе 5 монографий.
В трудах К. развивается идея, что общей причиной глобального кризиса человечества является обострение противоречия между естеств. и искусственным и формирование на Земле "постчеловеческой" реальности. Предотвращение его перерастания в катастрофу обуславливается нашей способностью сдерживать экспансию техники, сохранить нишу природного бытия. Исследуются опасности космизации Земли, амбивалентность надежд на ноосферу и бессмертие, постмодернистская трансформация духа в разум и культуры в "тектуру". Для выживания "традиционного человека" необходимо соблюдение границ творческой деятельности, при этом социальным ориентиром должно быть не закрытое или глобальное, а устойчивое общество. К. разрабатывает концепцию коэволюции естеств. и искусственного миров, ставит вопрос о необходимости сопротивления дискредитации бытия и тенденциям замены онтологиии "нигитологией", выдвигает идею союза филос. с религией в защиту гуманизма против "свободы" научного разума. К. предложил проект организации философской помощи при дух. кризисах личности ("Софиотерапия"). Работы К. отличаются критическим отношением к технологизации жизни и драматическим восприятием перспектив человека в ХХI веке. Для сохранения жизни и культуры человечество должно сделать консервативный поворот к Экологии Бытия. Насколько разумна "сфера разума"? М., 1996 Соч.: Современное социальное познание. М., 1988 Универсальный эволюционизм или коэволюция?// Природа.1988. №8 Человек в "постчеловеческом мире": проблема выживания.//Общественные науки.1989. № 5 Структура и субстрат: в защиту вещно-событийной реальности.//В.МГУ. Сер. Философия.1990. №5 Утопическое и реальное в учении о ноосфере. //Природа1990. № 11 Познать нельзя помиловать. // Человек. 1993.№1 Осторожно, творчество! //Вопр.Филос. 1994. № 7-8 Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород. 1994. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала.//Вопр.Филос.1998. №5 Культура в объятиях культурологии. // Человек. 1998. № 5; Разум против человека (философия выживания в эпоху постмодернизма).М.,1999 Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопр.Филос. 2000.№5 Всемирно-историческое значение Октябрьской (1993г.) демократической (контр)революции в России. //Свободная мысль. 2000. №9;Progress or return to the Eternal? // Temenos Academy Rewiew. Spring 2000, # 3, London Cambr. Культура и технология: борьба миров. М.,Прогресс-Традиция,2001 Человек в XXI веке: уходящая натура// Человек.2001. №1 Устойчивое общество, его друзья и враги Антинаучные размышления Кутырев В.А. Устойчивое общество, его друзья и враги 1. Открытое общество - светлое будущее всего человечества. Призрак бродит по России, призрак открытого общества - так для тех, кто еще помнит Коммунистический манифест К. Маркса, могло бы звучать начало манифеста нашего времени. Коммунизм, правда, бродил по Европе, а в России осуществлялся, открытое общество в основном реализовано на Западе, а по России пока бродит. Но с неплохими результатами, занимая все новые ниши в социальных отношениях и сознании людей. Борьба между коммунизмом (социализмом) и либерализмом (демократией) достигла наивысшего напряжения во второй половине XX века, когда они предстали как две соперничающие геополитические системы. В других терминах это была борьба между коллективизмом и индивидуализмом, приоритетами равенства или свободы, труда или капитала. После получившей всемирную известность книги К. Поппера "Открытое общество и его враги" и благодаря такой же практической деятельности Дж. Сороса, эти проблемы стали обсуждаться в терминах закрытого и открытого общества. Здесь могут возразить, что коммунизм (социализм) в России построен не был или был "неправильным", открытое общество на Западе тоже не соответствует его теоретической модели, однако принципиальный смысл их оппозиции остается актуальным. | ||
|