Библиотека >> Смысл творчества
Скачать 251.24 Кбайт Смысл творчества
).
[34] В оригинале стоит «Девы Матери» (так и в машинописной копии ЦГАЛИ). Однако есть основания считать это опечаткой. В «Философии свободы» имеется аналогичное место, свидетельствующее в пользу такого предположения: «лишь для церковной мистики является женственность в образе Девы Марии» (см. наст. изд., с. 211). [35] В этом Бердяев парадоксальным образом сближается с Н.Г.Чернышевским, который писал: «Зачем ты, господи, родил на свет женщин? – помните, у Гоголя размышляет хохол-мудрец. Я тоже: недоумеваю. Но когда-нибудь будут на свете только «люди»; ни женщин, ни мужчин (которые для меня гораздо нетерпимее женщин) не останется на свете. Тогда люди будут счастливы» (Н.Г.Чернышевский. Полн. собр. соч. в 15-ти томах. Т. XV. М., 1950. С. 152). Считая, что у Чернышевского «очень жалкая и беспомощная философия», Бердяев, однако, полагал, что Чернышевский – это «один из лучших русских людей», у которого «был настоящий культ вечной женственности» (Самопознание. С. 84). [36] Неточная цитата из программного стихотворения Д.С.Мережковского «Дети ночи», опубликованного в составе сборника «Новые стихотворения» (Спб., 1896). Строфа, из которой взята фраза, звучит так: «Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены, Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны». [37] Свои размышления о Пикассо и кубизме Бердяев более подробно изложил в статье «Пикассо», опубликованной. вначале в сборнике «София» (М 3, 1914 г.) и вошедшей затем в его сборник «Кризис искусства» (М., 1918). [38] См. примечание к с. 231. (Реми де Гурмонт (1858 – 1915) – французский поэт и писатель, представитель символизма.). [39] Серафимы – высший из девяти чинов небесной (ангельской) иерархии, наиболее приближенный к Богу. В библейско-христианской традиции (основывающейся на книге пророка Исаии) серафимы изображаются в человеческом образе с шестью крыльями. [40] Мф. 26: 39. [41] Мф. 6: 26, 28, 34. [42] В оригинале смысловая опечатка – «социализм». [43] В этой интерпретации исторических судеб католичества и православия, а также их равной необходимости для раскрытия сущности христианства Бердяев весьма близок к П.Я.Чаадаеву (см.: П.Я.Чаадаев. Статьи и письма. М., 1987. С. 191 – 193). [44] Мф. 27: 46. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
| ||
|