Библиотека >> Смысл творчества
Скачать 251.24 Кбайт Смысл творчества
Как теософ и мистик, выше Фр.Баадер, который и влиял на Шеллинга. Как чистый философ, выше Гегель. Величие Шеллинга в том, что он философски возродил германскую мистику.
[24] Один из лучших опытов философской антропологии принадлежит Несмелову, оригинальному явлению в нашей духовно-академической мысли. Очень замечательна его «Наука о человеке» и так ясно раскрывает двойственность человека и исключительное его место в мире. Но сила Несмелова в том, что он сознательно обосновывает антропологию на христианском откровении и тем выходит из рамок официальной философии. См. мою статью о Несмелове «Опыт философского оправдания христианства» в моем сборнике «Духовный кризис интеллигенции» (Николай Бердяев. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. 1907 – 9 гг. Спб., 1910. – Ред.). [25] Фейербах никогда не порвал до конца связи с христианской антропологией, и весь его атеистический гуманизм пропитан христианством. Уж слишком хорошо понимает Фейербах, что «Христос есть прообраз, сущее понятие человечества, совокупность всех нравственных и божественных совершенств, исключающее все отрицательное и несовершенное, чистый, небесный, безгрешный человек, человек рода, Адам Кадмен (Адам Кадмон – «(Адам первоначальный, человек первоначальный) – в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времен как первообраз для духовного мира, а также для человека (как эмпирической реальности)». (С.С.Аверинцев // Мифы народов мира. Т. I, М., 1980. С. 43). – Ред.), но рассматриваемый не как совокупность рода человеческого, а непосредственно как один индивид, как одно лицо». («Сущность христианства», стр. 136 – 7.) [26] См. интересную книгу K.Ioлl'a «Der Ursprung der Naturphilosophie aus dem Geiste der Mystik». [27] Беспристрастную и добросовестную историю астрологии можно найти у Кизеветтера в том томе его истории оккультизма, который называется «Die Geheimwissenschaften», стр. 243 – 358. Известная книга A.Maury «La Magie et l'Astrologie» имеет мало значения вследствие безнадежного подхода к проблеме оккультных наук как к суеверию. По той же причине очень мало дает книга Леманна «История суеверий и волшебства». А такие книги, как «Histoire de la Magie» Элефаса Леви, заслуживают мало доверия по другим причинам: в них есть подозрительный оккультизм дурного тона. Лучше обратиться к таким классическим в своем роде источникам, как недавно полностью изданная по-французски «La Philosophie occulte ou la Magie» Корнелиуса Агриппы, и особенно к Парацельсу, а в XIX в. к Фабр д'Оливе. Теперь начинается более серьезное отношение к астрологии, алхимии и магии. Уже нельзя больше с quasi-научным высокомерием издеваться над тайными науками или шарлатански-мистификаторски пользоваться ими для темных целей. [28] Цитирую по известной книге А.Франка «La Kabbale ou la philosophie religieuse des Hйbreux». 1889. См. главу «Opinion des Kabbalistes sur 1'вme». Стр. 172. См. также новейшую книгу Карппа «Etude sur les origines et la nature du Zohar», стр. 456. [29] См. А.Франк, стр. 172. [30] См. там же, стр. 173. См. также Kiesewetter «Der Okkultismus des Altertums». V.Buch. «Der Okkultismus der Hebrдer». Zweite Abteilung. Die Kabbala, стр. 321 – 438. См. Karpp «Etude sur les origines et la nature du Zohar», стр. 456. [31] Цитирую по А.Франку. См. стр. 179. См. также Карпп, стр. 457. Таков же дух учения Я.Беме. [32] См. Кизеветтер. «Der Okkultismus des Altertums», стр. 435. «L'homme est pour ainsi dire le point d'intersection de toute chose, le carrefour de toutes les routes qui vont de la terre au ciel et du ciel а la terre; c'est par lui par consйquent que doivent passer tous les courants montants au descendants; bien mieux, il est le grand dispensateur de tout; sans lui, rien ne pourrait demeurer». Karpp, стр. 467 – 8 («Человек, если можно так выразиться, есть точка пересечения всего, перекресток всех дорог, которые ведут с земли на небо и с неба на землю; именно через него, следовательно, должны пройти все восходящие и нисходящие потоки; более того, он – великий распределитель всего; без него ничто не может жить» (фр.) – Ред.). [33] Цитирую по Карппу, стр. 468. [34] См. «Hermиs Trismйgiste». Traduction complиte prйcйdйe d'une йtude sur 1'origine des livres Hermetiques, par Louis Mйnard, стр. 65. [35] См. «Hermиs Trismйgiste», стр. 118. [36] См. Jakob Bцhmes sдmmtliche Werke. Zweiter Band. «Aurora», стр. 255. Перевод отрывков из Беме специально сделан для моей книги. [37] См. там же, т. II, стр. 260. [38] См. там же, т. III, «Die drei Principien gцttlichen Wesens», стр. 188. [39] См. там же, т. IV, «Die triplici vita hominis», стр. 261. [40] См. там же, т. IV, «De Signatura Rerum», стр. 374. [41] См. там же, т. V, «Mysterium magnum», стр. 133 – 4. [42] См. там же, т. V, стр. 287. [43] См. там же, т. V, стр. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
| ||
|