Библиотека >> Смысл творчества
Скачать 251.24 Кбайт Смысл творчества
315.
[44] См. там же, т. V, стр. 316. [45] См. там же, т. V, стр. 420. [46] См. там же, т. V, стр. 421. [47] См. там же, т. V, стр. 528. [48]. Буду цитировать Баадера по изданию «Franz v. Baaders Leben und theosophische Werke als Inbegriff christlicher Philosophic». Vollstдndiger, wortgetreuer Auszug in geordneten Einzelsдtzen durch Iohannes Claasen. In zwei Bдnden. См. т. II, ч. III. Der Mensch und seine Bestimmung (Antroposophie), стр. 303 – 511. [49] См. Baader, t. II стр. 165. [50] См. там же, стр. 171 – 2. [51] См. там же, стр. 200. [52] См. там же, стр. 303. [53] См. там же, стр. 304. [54] См. там же, стр. 352. [55] См. R.Steiner «Die Geheimwissenschaftim Umriss». Dritte Auflage, стр. 23 – 32. Для христологии Штейнера основной является его небольшая книжка «Die geistige Fьhrung des Menschen und der Menschheit». Довольно ясное и откровенное, хотя и вульгаризированное изложение штейнерианства можно найти в книге Э.Шюре «L'йvolution divine». [56] «Die Geheimwissenschaft … sagt durchaus nicht, dass das Ich Gott ist, sondern nur, dass es mit Gott von einerlei Art und Wesenheit ist… Wie der Tropfen sich zu dem Meere verhдlt, so verhдlt sich das «Ich» zu Gott. Der Mensch kann in sich ein Gцttlichen finden, weil sein ureigenstes Wesen dem Gцttlichen entnommen ist» («Тайная наука … утверждает совсем не то, что «Я» есть Бог, но лишь, что и форма, и сущность связаны с Богом… Как капля относится к морю, так и «Я» относится к Богу. Человек может найти в себе божественное, поскольку его исконная сущность взята из божественности» (нем.) – Ред.). «Die Geheimwissenschaft», стр. 32. Тут не вполне ясно отношение между человеком и Божеством. Чувствуется еще восточноиндусский дух, который топит и растворяет человеческое «я» в «Я» божественном. Но у Штейнера восточная безличная теософия ограничивается уже христианским антропософическим сознанием. [57] См. о космичности человека «Die geistige Fьhrung des Menschen und der Menschheit», стр. 51 – 2. Тут космичность человека связывается с космичностью Христа. [58] У Э.Шюре есть места, из которых ясно, что для него человек развился из низшего существа, которое он характеризует таким образом: «Cet кtre n'avait pas encore de moi. Il lui manquait ce que les Indous appellent le manas, le germe de la mentalitй, 1'йtincelle divine de 1'homme, centre cristallisateur de 1'вme immortelle. Il n'avait, comme tous les animaux actuels, qu'un corps physique, un corps йthйrique (ou vital) et un corps astral (ou rayonnant) et, par ce dernier, des sensations qui ressemblaient а un mйlange de sensations tactiles, auditives ou visuelles». «L'кtre destinй а devenir 1'homme, 1'hermaphrodite mйdusйen, demi-poisson, demi-serpent de 1'йpoque primaire, a pris la forme d'un quadrupиde, d'une sorte de saurien, mais trиs diffйrent des sauriens actuels, qui n'en sont que le rejet et la dйgйnйrescence» («У этого существа еще не было «Я». Ему недоставало лишь того, что индусы называют «манас», источника ментальности, искры Божией в человеке, центра кристаллизации бессмертной души. Он имел, как и любое животное, лишь физическое тело, тело эфирное (или витальное) и астральное (или лучистое) и посредством этого последнего – ощущения, которые напоминали смесь осязательных, слуховых и зрительных ощущений». «Существо, предназначенное сделаться человеком, медузообразный гермафродит, полурыба, полузмея палеозойской эры, приняло форму четвероногого, некоей ящерицы, но совершенно отличающейся от ящериц современных, которые есть не что иное, как отклонение и вырождение» (фр.) – Ред.). «L'йvolution divine», стр. 47 и 49. И тут речь идет не об натуральной эволюции, в которой человек подымался из животного состояния, а о божественной эволюции. [59] Своеобразный оккультический мыслитель Фабр д'Оливе тоже отводит человеку совсем особое место. См. его «Histoire philosophique du genre humain ou 1'homme». Он говорит о человеке: «Au-dessous de lui est le Destin, nature nйcessitйe et naturйe; au-dessus de lui est la Providence, nature libre et naturante. Il est, lui, comme rиgne hominal, la volontй mйdiatrice, la forme efficiente placйe entre ces deux natures pour leur servir de lien, de moyen de communication, et rйunir deux actions, deux mouvements, qui seraient incompatibles sans lui» («Под ним – Судьба, природа необходимая и сотворенная; над ним – Провидение, природа свободная и творящая. Он сам – как мир человеческий – есть опосредующая воля, причина действующая, расположенная между этими двумя природами, чтобы служить им связью, средством соединения и воссоединить два действия, два движения, которые иначе были бы несовместимы» (фр.) – Ред.). T. I, стр. 49. [60] Замечательно учил Парацельс о творческой роли человека в мире. См. Theophrastus Paracelsus «Volumen Paramirum und Opus Paramirum». Verlegt bei Diederichs. 1904. Два тома. [61] См. «Слова преподобного Симеона Нового Богослова». Выпуск первый, стр. 372 – 3. [62] См. Bцhme, T. V. «Mysterium magnum», стр. 61. [63] «Die Geheimwissenschaft Штейнера связывает антропологию с астрологией. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
| ||
|