Библиотека >> Гипноз и мировоззрение
Скачать 163.22 Кбайт Гипноз и мировоззрение
С тихой, застывшей на губах улыбкой лежат они безучастно, в каталептическом оцепенении, и в это время музыка по соседству продолжает играть, чтобы состояние напряженности все усиливалось и усиливалось, ибо, по знаменитой «теории кризисов» Месмера, всякая нервно обусловленная болезнь должна быть доведена до высшей точки своего развития, должна как бы выйти наружу, чтобы потом тело могло исцелиться. Тех, кто слишком сильно охвачен кризисом, кто кричит, буйствует и корчится в судорогах, служители и помощники Месмера быстро уносят в соседнюю, плотно обитую, наглухо изолированную комнату... чтобы они там успокоились (что, разумеется, дало глумливым статейкам повод утверждать, будто нервные дамы получают там успокоение путем в высшей степени физиологическим). Поразительней-шие сцены ежедневно разыгрываются в волшебном кабинете Месмера: больные вскакивают, вырываются из цепи, заявляют, что они здоровы, другие бросаются на колени и целуют руки спасителю, некоторые умоляют усилить ток и еще раз их коснуться. Понемногу вера в магию его личности, в его личные чары становится для его пациентов формой религиозного помешательства, а сам он — святым и исцелителем несчетного числа людей. Как только Месмер показывается на улице, одержимые недугом бросаются к нему, чтобы только дотронуться до его одежды... И в один прекрасный день Париж может созерцать глупейшую картину: по самой середине улицы Бонди сотня человек, веревками привязанных к намагнетизированному Месмером дереву, ждет «кризиса». Никогда ни один врач не знал такого стремительного и шумного успеха, как Месмер; пять лет подряд парижское общество только и говорит, что о его магически-магнетическом лечении.
...День ото дня сумасшествие нарастает, и чем больше профанов начинают развлекаться новой салонной игрой, тем фантастичнее и нелепее становятся крайности. В присутствии принца Прусского, а также всех членов магистрата в полном служебном облачении подвергают в Шарантоне магнетизации старую лошадь. В замках и парках возникают магнетические рощи и гроты, в городах — тайные кружки и ложи, дело доходит до открытых схваток врукопашную между приверженцами и противниками системы, даже до дуэлей; короче говоря, вызванная Месмером сила выходит за пределы своей собственной сферы, медицины, и затопляет всю Францию опасным и заразительным флюидом снобизма и истерии – месмероманией». На первый взгляд все выглядит как чисто коммерческое предприятие, очень похожее на бизнес очередного йога или экстрасенса конца XX века. И по этому поводу можно было бы поиронизировать, что и пытались делать современники Месмера. Но вот одна беда: Месмер был очень образованным человеком, обладателем трех дипломов и удостоен степени доктора медицины Венского университета за диссертацию «О влиянии звезд и планет как лечебных сил». Тут Месмер был не первооткрывателем, а последователем: Парацельса (XVI в.), разрабатывавшего теорию влияния планетарного магнетического флюида на человека, Гельмонта (XVI в.), заявившего о магнетических полях человека, Максквелла (XVII в.), работавшего над магнетерапией. Месмер объединил все эти направления и шагнул дальше. В историю психотерапии Месмер вошел как разработчик уникальных методов и приемов. Это невербальные методы индукции и использования транса в терапевтических целях. Предложенный Месмером термин «раппорт» означал физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида» пациенту. Месмер дал толчок к поиску новых методов гипнотизма. В Париже в течение всего лишь нескольких месяцев 1784 г. Месмера посетило более 8000 пациентов. Окружение короля Франции боготворило мага. Людовик XVI, взволнованный массовым психозом своих подопечных, дал распоряжение известным французским ученым, к которым присоединились и откровенные конкуренты Месмера, в частности, доктор Гийотен, изобретатель гильотины – машины, «излечивающей от всех болезней», разобраться с источником волнений. Ученая комиссия поработала в заданном векторе, и Месмер вынужден был покинуть Париж. Но Париж уже был подготовлен к революции — сознание «дрожжей революции» было открыто для новых идей. Людовик XVI будет казнен с помощью машины врача Гийотена. Король слишком поздно понял роль мага Месмера, которого активно поддерживали масонские и оккультные организации Франции, истинные творцы «Великой Французской Революции» 1789-99 гг. Не менее яркой личностью, чем Месмер, был его современник и коллега аббат Фариа. Его прообраз создал Дюма-отец в знаменитом романе «Граф Монте-Кристо». Высокообразованный старик, узник замка Иф, наставник Эдмона Дантеса, это все о легендарном аббате Фариа. Но его реальная жизнь была куда интереснее. Фариа родился в семье ремесленника в 1756 г. в Индии, в Велья-Гоа, где окончил монастырскую школу и овладел техникой гипноза. Талантливый оратор, поборник идей свободы и независимости своего народа, возглавил антиколониальный заговор против португальских оккупантов. Фариа был арестован и отправлен в цепях как особо опасный преступник в Лиссабон. Через три года ему удалось бежать из тюрьмы, и он оказался во Франции. | ||
|