Библиотека >> Гипноз и мировоззрение
Скачать 163.22 Кбайт Гипноз и мировоззрение
обитель, ставшую затем Свято-Троицкою Сергиевою лаврою. В 1380 г. он благословил Дм. Донского на Куликовскую битву и дал ему в войско своих иноков — Пересвета и Ослябю. Но ещё до этого Сергий прославился на Руси многими своими чудесами, видениями, целительством и миротворением. К 1380 г. он сумел примирить между собой почти всех русских князей под началом Москвы. Он предсказал и день своей кончины. Сергий Радонежский и Прокопий Устюжский, Стефан Пермский и Кирилл Белозерский — эти имена широко известны, но были ещё десятки и сотни подвижников и юродивых, явивших миру новое, святое и неповторимое лицо русского Православия.
Юродивые не только добровольно отказывались от удобств и благ земной жизни и от всякого родства, близкого и кровного, но и принимали на себя вид безумного человека. Выражение апостола Павла «мы безумны Христа ради» из его 1-го послания Коринфянам служило им основой и оправданием. Подвигом подвижничества, постоянным беспокойством духа юродивые взяли себе право говорить правду в глаза сильным мира сего. Как здесь не вспомнить пушкинское — «волхвы не боятся могучих владык». А многие из них получили и дар пророчества. Зачастую они могли вести «языческий» образ жизни, и это сближает их с древними волхвами. Именно на Руси эти подвижники более всего «пришлись ко двору» и прославили свои имена, начиная с киево-печерского чернеца Исаакия (1090) и кончая Василием Блаженным. Юродивых начинают притеснять при Петре I, а в 1732 г., в царствование Анны Ивановны и Бирона, юродивым запретили специальным указом входить в церковь. Подводя итог главному вопросу этой главы о «гибели волхвов», мы с большой уверенностью можем сказать: кто в дохристианской Руси стал бы волхвом, тот по становлении Православной Церкви становился Христа ради юродивым или подвижником в глухом ските — все они сказали своё святое слово в русской истории. ...В правление Ивана IV началось время реформ. Они касались как светской, так и духовной жизни. За время ордынского ига русская церковь сильно укрепилась, в том числе и материально. Многие монастыри промышляли не только торговлей, но и ростовщичеством и скопили большие богатства. Царь задумал прибрать их богатства к своим рукам. Эти попытки получили поддержку со стороны глухих скитов «заволжских старцев», основанных за 100 лет до этого Нилом Сорским, книжником и «нестяжателем», призывавшим иноков монастырских не искать сокровищ на земле, а «испытывать» разумом и сердцем все писания. Старец Артемий поддержал намерение Ивана IV секуляризировать часть монастырских богатств и владений. Если к иностранным учёным и мудрецам царь проявлял любопытство и уважение, то русских мудрецов, — а ими были юродивые Христа ради — он чтил и побаивался. Речь идёт прежде всего о легендарном Василии Блаженном, московском чудотворце. Он родился в 1469 г. близ Москвы в крестьянской семье. Был он отдан родителями сапожнику в подмастерья. Однажды он рассмеялся, когда один купец попросил стачать ему красивые сапоги. Когда купец ушёл, Василий объяснил хозяину: не понадобятся купцу сапоги уже завтра. И верно — купец неожиданно умер на следующий день. С этого дня Василий ушёл от хозяина, наложил на себя вериги, стал юродивым. Предсказывал всем правду, какой бы она ни была. Про Василия ходило множество слухов. Говорили, что видели его летающим над Москвой-рекой. Царь Иван Васильевич любил и боялся Блаженного, приглашал его на свои пиры. Известна история, как на одном из таких пиров Василий три раза выплёскивал за окно подаваемую ему по повелению царя чарку вина. Царь на третий раз разгневался и вопросил его, за что такая немилость?! Святой отвечал: «Не гневайся, царь, то я угасил пламя в Новгороде». И действительно в тот день в Новгороде случился сильный пожар, а сами новгородцы свидетельствовали, что резвее всех гасил пламя какой-то неизвестный им нагой человек, который тотчас исчез, как пожар кончился! Много страшного известно о последних годах царствования Грозного. Но астрологи не переводились при московском дворе до самой его смерти. Вот как описывает англичанин Джером Горсей последние недели и дни тяжелобольного Грозного: «Царь в гневе, не зная, на что решиться, приказал доставить с Севера множество кудесников и колдуний, привезти их из того места, где их больше всего, между Холмогорами и Лапландией. Шестьдесят из них было доставлено в Москву. Чародейки оповестили, что самые сильные созвездия и могущественные планеты небес против царя, что они предрекают ему кончину в определённый день. Царь, узнав, впал в ярость и сказал, что очень похоже, что в тот день все они будут сожжены. У царя начали страшно распухать половые органы — признак того, что он грешил беспрерывно в течение 50 лет; он сам хвастал тем, что растлил тысячу дев, и тем, что тысячи его детей были лишены им жизни. Желая узнать о предзнаменовании созвездий, он вновь послал к колдунам своего любимца; тот пришёл к ним и сказал, что царь велит их сжечь живьём за их ложные предсказания: день наступил, а он в полном здравии, как никогда. Колдуньи отвечали: «Господин, не гневайся. | ||
|