Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада

Скачать 94.82 Кбайт
Этическая и религиозная классика Востока и Запада


С другой стороны, Ахриман ограничен как Временем, так и Пространством. Пространственно он ограничен сверху Пустотой, а с точки зрения времени "он был, он есть, и все же его не будет". Поэтому автор текста, который мы приве-ли в главе 1, считает возможным сказать, что "Ахриман су-ществует в небытии" (§3), поскольку в конце времен он бу-дет уничтожен. Ахриман, таким образом, заключен, как в пространстве, то есть в своих владениях, неограниченно простирающихся вниз, но ограниченных сверху Пустотой, так и во времени, потому что он и его царство будут в конце уничтожены. В противоположность ему Хормазд, хотя он и не свободен в пространстве в начале, но в конечном счете не будет иметь никаких ограничений ни во времени, ни в пространстве, так как с уничтожением Ахримана для него не будет пространственных пределов: "он знает о пределе, ко-торый существует между двумя Духами до тех пор, пока творение Хормазда не воцарится в Последнем Теле навеч-но и навсегда, что он безграничен".
Таким образом, в зороастризме Бог изначально ко-нечен, ограничен в себе самом противоположным принци-пом, Ахриманом. И так бы оно, и оставалось навеки веков, если бы Ахриман не был тем, что он есть, то есть Агрессо-ром, причем плохо осведомленным агрессором. Сам факт нападения Ахримана открывает для Бога возможность бес-конечности, так как позволяет Хормазду перейти в контрна-ступление ради самообороны. Именно беспорядочные ата-ки Ахримана вызывают к жизни стройную систему защиты Хормазда; и именно беспорядочная сущность самого Ахри-мана — это то, что в конечном счете приведет его к пора-жению. Это предание о космической битве заканчивается не только уничтожением Ахримана, но и становлением совер-шенным несовершенного Бога: добрый Дух раздвигает свои границы и превращается в бесконечного. Ахриман, пожелай он этого, также мог бы стать бессмертным, но, будучи прин-ципом смерти, он лишен такого желания. Стало быть, чело-век, сражаясь на стороне Хормазда, сражается за свое соб-ственное бессмертие, за свое участие в "Окончательном Теле", которое не ограничено.
Итак, в самом начале, перед битвой два противника имеют равные шансы: один наделен "всеведением и бла-гом", другой — Агрессор, вооруженный "волей сокрушать". Хормазд предвидит нападение и создает "идеальное" или духовное творение "без мысли, без движения, без ощуще-ния", чтобы защитить себя; такое творение было необходи-мо ему, как орудие (§ 5). Возникает вопрос, кто или что яв-ляется этим "орудием"? По всей видимости, надо полагать, что это Вайю или Пустота, так как Вайю, который выступает и как божество, и как Пустота, везде описывается как "ору-дие Хормазда, нужное для дела" (ZZZ, стр. 316, § 26). Таким образом, Хормазд заранее привлек Пустоту на свою сторо-ну, заручившись ее поддержкой. Творение и Пустота (те-перь) дополняют друг друга, и когда начинается битва, Вайю, Пустота, пробуждается к жизни, становится силой, которая сокрушает сопротивление, ибо "она преследует врага, чтобы поразить Агрессора и защитить творенье" (ZZZ, стр.333, § 5).
Тем временем Ахриман не бездействует, он видел свет и хотел бы его уничтожить, для этого он приступает к изобретению собственных орудий в форме демонов. Хор-мазд предлагает мир, что немедленно отвергается. После чего в качестве компромисса два Духа соглашаются на бит-ву в течение девяти тысяч лет, в конце которой Ахримана ждет полное уничтожение.
Итак, прошли первые три тысячи лет великого "Кос-мического Года" длительностью двенадцать тысяч лет. Хормазд начинает битву с пения Ахунавар, ключевой мо-литвы зороастрийцев, соответствующей по значимости, ко-торую они придают ей, нашему "Отче наш". Произнесение этой молитвы открывает Ахриману, что все уже кончено и что его полное уничтожение неизбежно. В обмороке он па-дает обратно во тьму, где и остается без сознания на про-тяжении трех тысяч лет.
В период немощи Ахримана Хормазд спокойно про-должает сотворение двух миров: мира духа и мира материи. Эти два мира дополняют друг друга: в одном находится Хормазд и шесть Амешаспентов (Бессмертных Святых), его архангелов, которые в то же время представляют отдель-ные аспекты его самого; в другом — человек и шесть ос-тальных материальных творений, созданных ему в помощь. Сам человек является представителем Хормазда на земле, так как "из материальных творений он взял себе Первого Человека" (ZZZ, стр. 334, § 11). Каждый из шести Амешас-пентов также берет одно из материальных творений под свое особое покровительство. Имена Амешаспентов тако-вы: Вохуман (Благая Мысль), Ардавахишт (Наилучшая Пра-ведность или Правда), Шахревар (Желанная Власть), Спен-дармат (Святое Благочестие, отождествляется с землей), Хордат (Целостность или Спасение) и Амердат (Бессмер-тие). Перечислим и материальные творения в порядке их создания: небо, вода, земля, растения, Первобык, Первоче-ловек (Гайомард) (ZZZ, стр.334, § 8), и, наконец, огонь, ко-торый "проникал все шесть элементов" (ZZZ, стр. 342, § .25). В третьей главе "Бундахишна" каждый из Амешаспен-тов усыновляет одно из материальных творений: Хормазд — человека, Вохуман — скот, Хордат — воду, Амердат — растения.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47