Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада

Скачать 94.82 Кбайт
Этическая и религиозная классика Востока и Запада

(119) Будучи несовершенен в отношении добродетели, он дает начало злу; (120) посколь-ку он несовершенен в отношении здоровья, он подвержен болезням; (121) и по той же причине он умирает, (122) ибо причиной смерти является столкновение двух (полярно) противоположных начал в одной сущности, (123) а там, где оба противоположных принципа сходятся в одной сущности, неизбежны болезнь и смерть.
(124) Можно возразить, что добрые и злые дела не имеют реального существования до тех пор, пока они не претворены в жизнь. (125) Ответ таков: (126) для дела не больше возможностей быть без деятеля, чем для принципа пребывать без сущности, которой он прирожден; (127) ибо известно, что дело не может само себя замыслить и оби-тать в самом себе. (128) Так что, когда человек в гневе, Во-хуман далек от него; (129) когда же Вохуман с ним, гнев от-сутствует. (130) Когда человек лжет, истина далека от него; (131) а когда он говорит истину, в нем нет места лжи, и тако-го человека называют правдивым. (132) Подобно этому, ко-гда на человека набрасывается болезнь, в нем нет здоро-вья; (133) а когда здоровье одерживает верх, болезнь ухо-дит; (134) ибо, сущность нельзя изменить (букв. "сдвинуть"), но не может быть никакого движения, кроме как в сущно-сти".


ГЛАВА V
ПРАРОДИТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Теперь оставим рациональную и философскую ат-мосферу "Сиканд Гуманик Вазара" Мардан Фаррукха с его оправданием дуализма, как единственной системы, позво-ляющей адекватно разрешить проблему зла и сотворения мира, которая иначе остается загадкой. В этой главе мы разберем, что же происходит с миром после его оскверне-ния силами зла. В предыдущих главах мы имели возмож-ность рассмотреть обоих Духов в их начальной стадии; мы видели, как начал враждебные действия на духовном и ум-ственном плане Дух Зла и как он был отброшен на исход-ные позиции произнесением Истины. Мы видели, как Хор-мазд использовал его поражение и как он произвел идеаль-ный и материальный мир, как бастион против агрессии Вра-га, когда тот возобновил покушение; и мы видели, что этот акт творенья для божества был вынужденной мерой само-защиты, и что материальный мир, ограниченный небом, служит ловушкой, в которой, подобно пойманному зверю, мечется и бьется Ахриман, поскольку он "без знания и сис-темы". И, наконец, мы были свидетелями вторжения Ахри-мана в материальное творенье и внесение им в совершен-ный мир смерти и болезни, отравы и вредоносных существ, гнева, похоти, зависти, сластолюбия и всех сопутствующих им пороков, а также уничтожение Гайомарда, Благословен-ного Человека, при подстрекательстве и с помощью некоего странного персонажа, Блудницы, которая, по-видимому, ни-что иное, как Вечная Женственность в ее злом аспекте.
Отрывок, избранный для настоящей главы, взят из начала четырнадцатой главы "Большого Бундахишна", оза-главленной "О природе Человека". Глава не содержит на-ставлений и имеется также в сокращенной или "индийской" версии "Бундахишна", и во многих случаях я следовал тек-сту этой версии.
Как мы уже знаем, Гайомард является праотцем че-ловеческой расы. Он — Первый Человек в том смысле, что от него произошло человечество, но сам он — полубог, круглый и "сияющий, как солнце", сын Хормазда и Земли, Спендармат.
Он является Первочеловеком в том смысле, что он — прототип человека; но, строго говоря, его нельзя назвать человеческим существом с руками, ногами и другими отли-чительными человеческими признаками. Гораздо больше он напоминает те примитивные создания, которые описаны в платоновских "Диалогах", андрогинов шарообразной фор-мы. Перевод, приводимый в данной главе, рассказывает о перволюдях в собственном смысле слова, Машии (или Махре) и его сестре Машиане (или Махране), о том, как они появились, что делали и как сошли с пути истинного.
Через тридцать лет после вторжения Ахримана в ма-териальный мир Гайомард умер, но перед смертью он изрек пророчество: "Теперь, когда пришел Противник, из моего семени взойдут люди, и наилучшее для них — совершать добрые дела". Тем самым Божественный замысел не был расстроен и "Благословенный Человек" остался жить среди человеческого рода; лучшее творение Бога, Первочеловек, продолжал сражаться на переднем крае против пойманного небом в ловушку Ахримана.
Третья глава поясняет, что почти наверняка сущест-вовал миф, согласно которому Благословенный Человек, Гайомард, был, так сказать, принужден к союзу с супругой Ахримана, Первоблудницей, которая едва ли может быть кем-то иным, кроме как олицетворением женского принципа, тогда как сам Гайомард олицетворяет мужской принцип. Но если в случае мужского принципа все достаточно опреде-ленно, то с женским возникает двусмысленность. Сказано, что Гайомард вырос из Земли, Спендармат, и семя, из ко-торого он вырос, было посажено самим Хормаздом, отцом Спендармат. Как дочь и жена Хормазда, Спендармат явля-ется "Царицей Небес и Матерью Творенья; она, по сути, Мать-земля. В тексте, приведенном ниже, семя умирающего Гайомарда падает в его мать, Землю, и благодаря этому из нее вырастает первая человеческая пара, Машие и Машиа-на, в виде растения, известного как ревень.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47