Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада

Скачать 94.82 Кбайт
Этическая и религиозная классика Востока и Запада


Но что интересно в этой изначальной жертве, со-вершенной Машие, так это близкое сходство с жертвой, изображенной на митраических монументах. Примечатель-но присутствие птицы (в данном случае грифа, а там — во-рона) и собаки в обоих случаях; причем на митраических изображениях именно собака лакает кровь убитого быка, а птица стоит между Митрой и Солнцем, т.е., точно так же, как в нашем тексте, где гриф перехватывает жертву, предна-значенную богам, а собака, очевидно, поглощает часть, предназначенную для огня. Мы, следовательно, видим здесь древнюю, дозороастрийскую форму жертвоприноше-ния, которая затем вошла в зороастризм, но позже снова была из него исключена, став символически предлагаемой бескровной, как это происходит и по сей день.
В митраизме жертвоприношение сохранилось. Во-прос о том, как Митра ассоциируется с этой жертвой, здесь неуместен.
И поскольку мы рассматриваем жертву, предложен-ную Машие и Машианой, то факт остается фактом, что де-моны ободрились, и наши прародители принялись жестоко нападать друг на друга, споря, надо полагать, о том, как разделить новообретенные сокровища. Вновь поддавшись искушению, они предложили (в жертву) демонам молоко, чем весьма укрепили силу последних.
Таким образом, Машия и Машиана обнаруживают удивительную неспособность выполнить предназначенную им роль в замысле Хормазда. В отличие от Гайомарда, ко-торый был безгрешен, его сын и дочь богохульствовали против своего Создателя, и как если б этого было мало, они еще пытались умилостивить его смертельных врагов, пред-ложив им жертву. Грех был столь ужасен и демоны до такой степени укрепились им, что даже сумели сделать эту упря-мую пару на пятьдесят лет сексуально бессильной.
В первой главе мы видели, сколь важный акцент ставили зороастрийцы на продолжении рода, считая его священным долгом. И то обстоятельство, что в течение пя-тидесяти лет первая пара должна была оставаться бездет-ной, показывает, как печально они провалились в осущест-влении божественной цели. Когда же, наконец, они произ-вели на свет близнецов, то снова сотворили чудовищное деяние: "Дети были такими сладкими, что отец проглотил одного из них, а мать — другого. Тогда Ахура Мазда отнял у них сладость детей, чтобы они могли воспитывать их, и чтобы дети при этом могли остаться живы" (§ 14).
Легенда о Машин и Машиане с незначительными из-менениями изложена и в других источниках. Это зороаст-рийская версия падения. Гайомард — прототип человека и совершенный образец, он не совершает падения в теологи-ческом смысле, он просто подавлен превосходящей силой и умирает. С другой стороны, Машия и Машиана неоднократ-но впадают в грех: они богохульствуют, поклоняются демо-нам и поглощают собственных детей. Их основательная ис-порченность не объяснима, если считать их детьми Гайо-марда и Земли, Спендармат, на что ясно указывает текст; но вполне постигается, если они произошли от Гайомарда, "Благословенного Человека" лишь с одной стороны, а с дру-гой — от "Блудницы", злого проявления женского начала. Только так можно объяснить их врожденную извращен-ность.
Их падение указывает на то, что человеческая при-рода уже испорчена в своей основе, и сила демонов, нарас-танию которой они так способствовали, может быть обузда-на лишь принесением Доброй Религии пророком, Зороаст-ром. Таким образом, зороастризм сасанидского времени рассматривает историю материального мира, как вечное предвкушение Фрашекарта, окончательного Восстановле-ния в конце времен. Первое вторжение — наихудшее, и бо-гам приходится вмешиваться самим, чтобы восстановить положение. Начало Машие и Машианы было плачевным, и Хормазд уменьшил их естественное удовольствие от еды, что показывает чудовищную избыточность их аппетита. С установлением Доброй Религии с ее доктриной умеренно-сти во всем, наихудшие излишества демонов похоти были загнаны в угол до времени всеобщего обновления всех ве-щей и решительного контрнаступления против Ахримана, которое уничтожит его власть навечно и навсегда.

БОЛЬШОЙ БУНДАХИШН
Глава XIV (Анклесария, стр. 100—106)
ИНДИЙСКИЙ БУНДАХИШН
Глава XV (Джусти, стр. 19—21)
"(1) Хормазд возвестил в Религии: "Я сотворил чело-века в десяти видах. И первым был именно Гайомард, свет-лый и ясноокий. Гайомард был единственным из этих деся-ти видов, а остальные девять произошли от него. Десятым была обезьяна, низшая из людей". Далее он изрек: "Когда Гайомарда одолела болезнь, он пал на левый бок. Из его головы вышел свинец, из его крови — цинк, из костного моз-га — серебро, из его ног — железо, из костей — медь, из жира — хрусталь, из его рук — сталь, а из его души (jan), ко-гда она отошла — золото, которое даже теперь люди отда-ют лишь с самой жизнью, так высока его ценность. Ибо от той доли смерти, что вошла в тело Гайомарда, смерть бу-дет настигать все живые существа до окончательного Вос-становления.
(2) Когда Гайомард почил и пало его семя, это семя было очищено светом Солнца, две части его были сохране-ны Нериосангом (божество, действующее как посланник бо-гов) и одну часть получила Спендармат (Земля).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47