Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада

Скачать 94.82 Кбайт
Этическая и религиозная классика Востока и Запада

Стало быть, следуя одному из наших текстов, если бы Йима (т.е. легендарный царь Джамшед), представляющий идеального правителя, согласился бы принять вместе с царской властью и Добрую Религию, или если бы Зороастр был наделен властью царя, как он был наделен даром Религии, то тысячелетие Вос-крешения уже давно пришло бы. Однако реально эти два дара соединятся только в Сошиансе, обещанном Спасите-ле, который произойдет из семени Зороастра в последние дни, и именно ему предназначено Восстановление мира.
Сравнительно быстрое исчезновение зороастризма после покорения Персии мусульманами навсегда осталось какой-то загадкой. И все же, для этого существует очень убедительная причина. Падение династии и завоевание Ирана "демонопоклонниками" означало конец союза Церкви и Государства; а ведь в зороастрийском понимании одно не может существовать отдельно от другого. Раз мир утратил Великого Царя, то Религию, которая была под его покровом, ждет неминуемая гибель, "ибо все, что лишено защитника, исчезает". И с тех пор зороастрийцы могут надеяться лишь на приход Сошианса, который, принеся обратно Религию и Корону, станет архитектором нового мира, где Иран снова по праву займет ведущее место.

СИКАНД ГУМАНИГ ВАЗАР
(глава I, §§ 11—30)
"... Религия всеведения подобна могучему древу [12] с одним стволом, двумя большими суками, тремя ветвями, четырьмя побегами и пятью корнями. [13] Ствол есть Сере-дина, [14] два больших сука — это действие и воздержание (от действия), [15] три ветви — хумат, хукст и хуварст, то есть добрые мысли, добрые слова и добрые дела. [16] Че-тыре побега — это четыре религиозные касты, благодаря которым поддерживается Религия и мирская жизнь, [17] это — жрецы, воины, земледельцы и ремесленники. [18] Пять корней есть пять уровней правления, чьи имена в Религии: манпат (глава семьи), вишпат (глава селения), зандпат (вождь племени), дехпат (правитель области) и заратрушто-там (высший религиозный авторитет и представитель Зо-роастра на земле). [19] (Кроме них и над ними) есть еще другой Глава всех глав, т.е. Царь Царей, который правит всем миром.
[20] В микрокосме, которым является Человек, этим четырем земным кастам соответствуют четыре части: [21] голова — жречеству, [22] руки — воинству, [23] живот — касте земледельцев, [24] а ноги — касте ремесленников. [25] А также четыре присущие Человеку добродетели, т.е. умеренность, стойкость, разум и энергия. [26] Жречеству соответствует умеренность, ибо она является высшим дол-гом жрецов, благодаря которому они избегают греха из-за стыда и страха. [27] Касте воинов соответствует стойкость духа, ибо стойкость — это их царское украшение; значение этого качества объясняется, как "врожденное мужество". [28] Разум соответствует касте земледельцев, ибо удел ра-зума — возделывать землю и способствовать непрерывно-му развитию в направлении окончательного Восстановле-ния. [29] Энергия сопряжена с кастой ремесленников, ибо она величайший стимул их труда. [30] Все эти различные предназначения отходят от одного ствола праведности (ис-тины) и Середины, и противоположны Лжи, и ее органам, которые являются их противниками".

О ПРИРОДНОЙ МУДРОСТИ
(Денкарт, ред. Мадана, стр. 117—119)
"Добрая Религия есть Природная Мудрость (или ра-зум); и все формы добродетели Природной Мудрости одно-го рода с ней. Эти формы добродетели порождены Вохума-ном (Благой Мыслью) и Духом Изобилия (Хормаздом).
Ложная религия — это губительная ересь: ее формы и пороки того же самого подлого рода, что и она сама. Эти формы и пороки губительной ереси порождены Акоманом (Злой Мыслью) и Духом Разрушения.
Ибо, производящее семя Доброй Религии — Дух Изобилия, а производящее семя ложной религии — Дух Разрушения. Добрая Религия проявляется в мудрости, в со-гласии с мудростью, в том, что она использует мудрость для своей сущности и для своей формы, в мудрых поступ-ках, в добром развитии, направляемом мудростью, в свете, который тождествен мудрости, и во всех благах, что прихо-дят к добрым существам, живущим в добродетели, потому что они порождены Духом Изобилия.
Ложная религия проявляется в ереси, в согласии с ересью, в том, что берет ересь для своей сущности и ересь для своей формы, в своевольных еретических поступках, в развитии зла, направляемого ересью, в тьме, которая тож-дественна ереси, и во всеобщем зле, которое выпадает на долю добрых существ, живущих в добродетели от их поро-ждения вне брака Духом Разрушения.
(Теперь надо назвать) области влияния (ravakih) их обеих. В своем чистом (т.е. в неоскверненном злом) состоя-нии область влияния Доброй Религии в силу ее доброты и чистоты принадлежит Амешаспентам, где Природная Муд-рость царит абсолютно и где, вместе с тем, губительная ересь не имеет никаких прав и полномочий. Область влия-ния ложной религии принадлежит демонам, где губительная ересь имеет всю полноту власти, а Природная Мудрость наиболее удалена.
В смешанном состоянии обе они существуют и име-ют области влияния в материальном мире, в котором При-родная Мудрость и губительная ересь ведут борьбу за вер-ховную власть.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47