Библиотека >> Этическая и религиозная классика Востока и Запада

Скачать 94.82 Кбайт
Этическая и религиозная классика Востока и Запада


Кроме того, в "Бундахишне" окончательное Воскре-шение предшествует низвержению Ахримана и демонов, то-гда как у Затспарама оно идет вослед. Герой драмы вос-крешения Сошианс, последний из посмертных сыновей Зо-роастра, появляется в последние три тысячелетия послед-них времен, чтобы осуществить Восстановление. Его имя условно переводится как "Спаситель", буквально же оно оз-начает "тот, кто, приносит благо", что ясно отражено в пех-левийском переводе sutomand, означающем "благотворный" или "полезный". Его предназначение состоит в том, чтобы восстановить человеческие тела из элементов, на которые они распались, и воссоединить их с их душами. Когда это будет сделано, воскрешенные претерпят трехдневную ор-далию расплавленного металла, последнее наказание, предстоящее тем, кто осужден, прежде чем они призывают-ся к участию в блаженстве, которое является окончатель-ным уделом всего человечества. Эта ордалия не причинит ни малейшей неприятности тем, кто уже спасен, так как вздымающийся волнами металл покажется им теплым мо-локом; но осужденные должны испытать всю суровость и реальность этой муки.
Итак, вот уже все человечество полностью очищено от всех пятен и налетов прошлых дурных дел, но оно еще не получило телесного бессмертия. Это может показаться достаточно странным, но последнее осуществляется путем единственного последнего животного жертвоприношения, исполняемого самим Сошиансом. В этом ритуале он дает бессмертие быку Хадхайесу, и из его жира приготовляется белая Хом или Хаома, та самая жидкость, которую верую-щие получали на земле в таинстве причастия, как залог бессмертия, и которую теперь они получают на самом деле, как эликсир вечной жизни.
Сошианс, рожденный из семени Зороастра, считает-ся героем, а не богом. Следовательно, то, что ему поручено окончательное восстановление мира и воскрешение мерт-вых представляет акт божественной милости. Бог хочет, чтобы телесное возрождение человечества было осущест-влено одним из числа людей. Сошианс берет на себя все бремя ответственности за эту человеческую драму, а Хор-мазд и его божественные союзники вторгаются лишь для того, чтоб свести собственные счеты с Ахриманом, Дьяво-лом, и его отвратительным выводком. Каждый из Амешас-пентов хватает своего исконного врага и уничтожает его. В конце концов остаются только Ахриман и Аз. Теперь насту-пает черед Хормазда принести великую жертву, чтобы обеспечить полное поражение этих демонов. И поскольку она совершается, то нечестивая пара поглощается "мраком и тьмой", из которого они уже никогда не вернутся. Ахриман "пал вниз и стал бессознательным, так что ему уже никогда не выйти из этого низкого состояния. Некоторые говорят, что он как бы навечно обессилен, убит, и что никогда уже ни Дух Разрушения, ни его мир не будут существовать".
В отчетах пехлевийских книг, описывающих это фи-нальное поражение Ахримана, нет определенности в том, был он действительно уничтожен своим ниспровержением или нет. В противовес этому ортодоксальный взгляд, как видно, таков, что, поскольку он по определению — материя, то он не может быть реально обращен в ничто. Однако, по единодушному согласию всех источников, он может быть доведен до абсолютной немощи. Его состояние кажется аналогичным состоянию человеческого тела после смерти — оно не уничтожается, но разлагается на бессознатель-ные и бездействующие атомы, которые бессильны восста-новить сами себя в единое существо, наделенное силой действовать. Таким образом, нет никакой возможности во-зобновления агрессии Ахримана против уже переустроенно-го мира.
Так как Ахриман и Аз уничтожены, то "змей Гочихар" — мистический демон, опутывающий небо на протяжении всего "смешанного состояния" (в Авесте — так называемая "эпоха смешения" — прим. перев.), падает на землю и, в конце концов, сгорает в потоке расплавленного металла, где человеческий род очищается. Добрые творенья осво-бождены теперь навеки от всякой вражды и противодейст-вия и наслаждаются вечной жизнью в состоянии блаженст-ва с Хормаздом и его богами.
На протяжении этой маленькой книги мы видели, что зороастрийцам свойствен чисто земной, здравомыслящий подход. Их концепция Неба не представляет исключения из этого правила. Небо — это просто возвращение к земному состоянию дел, как оно было до того времени, когда Ахри-ман имел безумие напасть. Оно подобно гигантскому союзу семейств, в котором восстановлен идеал земной жизни, жизни, которая вертится вокруг человеческой семьи, и где муж может однажды насладиться близостью со своей за-конной женой и обществом своих сыновей и дочерей. Жизнь в Небесах — это естественное совершенство жизни на зем-ле, где тело наслаждается своими естественными удоволь-ствиями, кроме того, что, будучи бессмертно, оно не имеет желания есть, и где душа во весь голос воздает хвалу Хор-мазду и Амешаспентам. Там вся человеческая семья, наве-ки воссоединенная, живет в вечном блаженстве.

БУНДАХИШН (ред. Анклесария, стр. 220—228, Джусти, стр. 40—43)
О Восстановлении мертвых и Последнем Теле
"(1) Сказано в Религии, что именно, как Машие и Машиана после того, как они выросли из земли, сначала стали потреблять воду, затем растения, затем молоко и за-тем мясо, так и люди, когда они близки к смерти, сначала отказываются от мяса и молока, затем от хлеба, но до са-мой смерти они пьют воду.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47