Библиотека >> К методологии гуманитарных наук

Скачать 16.73 Кбайт
К методологии гуманитарных наук



Текст - печатный, написанный или устный = записанный - не равняется всему
произведению в его целом (или "эстетическому объекту"). В произведение
входит и необходимый внетекстовый контекст его. Произведение как бы окутано
музыкой интонационно-ценностного контекста, в котором оно понимается и
оценивается (конечно, контекст этот меняется по эпохам восприятия, что
создает новое звучание произведения).

Взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций и культур
обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур
(сложное единство человеческой культуры), сложное единство человеческой
литературы. Все это раскрывается только на уровне большого времени. Каждый
образ нужно понять и оценить на уровне большого времени. Анализ обычно
копошится на узком пространстве малого времени, то есть современности и
ближайшего прошлого и представимого - желаемого или пугающего - будущего.
Эмоциональ- [370] но-ценностные формы предвосхищения будущего в языке-речи
(приказание, пожелание, предупреждение, заклинание и т. п.), мелко
человеческое отношение к будущему (пожелание, надежда, страх); нет
понимания ценностных непредрешенности, неожиданности, так сказать,
"сюрпризности", абсолютной новизны, чуда и т. п. Особый характер
{пророческого} отношения к будущему. Отвлечение от себя в представлениях о
будущем (будущее без меня).

Время театрального зрелища и его законы. Восприятие зрелища в эпохи
наличия и господства религиозно-культовых и государственно-церемониальных
форм. Бытовой этикет в театре.

Противопоставление природы и человека. Софисты, Сократ ("Меня интересуют
не деревья в лесу, а люди в городах" (13)).

Два предела мысли и практики (поступка) или два типа отношения (вещь и
личность). Чем глубже личность, то есть ближе к личностному пределу, тем
неприложимее генерализующие методы, генерализация и формализация стирают
границы между гением и бездарностью.

Эксперимент и математическая обработка. Ставит вопрос и получает ответ -
это уже личностная интерпретация процесса естественнонаучного познания и
его субъекта (экспериментатора). История познания в ее результатах и
история познающих людей. См. Марк Блок (14).

Процесс овеществления и процесс персонализации. Но персонализация ни в
коем случае не есть субъективизация. Предел здесь не {я}, а {я} во
взаимоотношении с другими личностями, то есть {я} и {другой},{ я} и {ты}.
Есть ли соответствие "контексту" в естественных науках? Контекст всегда
персоналистичен (бесконечный диалог, где нет ни первого, ни последнего
слова) - в естественных науках объектная система (бессубъектная).

Наша {мысль} и наша {практика}, не техническая, а {моральная} (то есть
наши ответственные поступки), совершаются между двумя пределами:
отношениями к {вещи}. и отношениями к {личности}. {Овеществление} и
{персонификация}. Одни наши акты (познавательные и моральные) стремятся к
пределу овеществления, никогда его не до- [371] стигая, другие акты - к
пределу персонификации, до конца его не достигая.

{Вопрос} и {ответ} не являются логическими отношениями (категориями); их
нельзя вместить в одно (единое и замкнутое в себе) сознание; всякий ответ
порождает новый вопрос. Вопрос и ответ предполагают взаимную
вненаходимость. Если ответ не порождает из себя нового вопроса, он выпадает
из диалога и входит в системное познание, по существу безличное.

Разные хронотопы спрашивающего и отвечающего и разные смысловые миры ({я}
и {другой}). Вопрос и ответ с точки зрения третьего сознания и его
"нейтрального" мира, где все {заменимо}, неизбежно деперсонифицируются.

Различие между {глупостью} (амбивалентной) и тупостью (однозначной). Чужие
освоенные ("свои-чужие") и вечно живущие, творчески обновляющиеся в новых
контекстах, и чужие инертные, мертвые слова, {"слова-мумии"}.

Основной вопрос Гумбольдта: множественность языков (предпосылка и фон
проблематики-единство человеческого рода) (15). Это в сфере языков и их
формальных структур (фонетических и грамматических). В сфере же {речевой}
(в пределах одного и любого языка) встает проблема своего и чужого слова.

1. Овеществление и персонификация. Отличие овеществления от "отчуждения".
Два предела мышления; применение принципа дополнительности.

2. Свое и чужое слово. Понимание как превращение чужого в {"свое-чужое"}.
Принцип вненаходимости. Сложные взаимоотношения понимаемого и понимающего
субъектов, созданного и понимающего и творчески обновляющего хронотопов.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9