Библиотека >> Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп

Скачать 89.13 Кбайт
Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп


9. Один из клубов требует отказать совместителю в любезности (вернуть перебежчика).
10. Действия соседнего клуба обсуждаются в самых широких кругах.

11.Действия соседей обсуждаются с людьми, ведающими деятельностью клубов.
12. Мнения о соседнем клубе направляются в официальные инстанции на предмет "принятия мер".
Конфликт может начаться с любого этапа и на любом уровне остановиться и зафиксироваться - все зависит от терпимости более активного клуба. Переход на низший уровень возможен при ослаблении взаимодействия групп - естественного (при снижении активности стареющего клуба) или искусственного. В последнем случае можно рекомендовать клубу следующие меры:
1. Отказаться от мероприятий, где возможны случаи встречи с соседями.
2. Отказаться от людей, которых соседи считают своими; переход в соседний клуб сопроводить запретом на посещение своего.
3. Объявить соседний клуб запретной темой для разговоров, а информацию о нем - тайной.
Совокупность этих мер можно условно назвать стратегией уклонения от конфликта.
Что касается тактики уклонения, она может быть различной, в зависимости от причин, породивших конфликт.
Довольно распространена следующая ситуация. Некий клуб является единственным, представляющим данный интерес в данном городе. Все люди и все лавры достаются ему. В случае возникновения альтернативного приходится все делить с ним (в том числе и сферу влияния, и успех, и славу). Как правило, второй, будучи моложе и учитывая негативный опыт старшего собрата, становится сильнее и эффективнее его. Не имея возможности выиграть в рабочем порядке, старый клуб выбирает политику устранения конкурента с целью вернуть свою уникальность.
Во многих случаях к этому может примешиваться, а может и отдельно существовать (и также становиться причиной конфликта) обычная ревность.

Но интересно, что зачастую коллизии происходят в рамках гуманистического мировоззрения, и поводы для них носят резко позитивный идеологический характер. При этом особенности методов, уклада жизни соседнего клуба, вследствие нетерпимости и фанатичности инициаторов конфликта, сильно преувеличиваются и возводятся в ранг проявлений враждебной идеологии, подрывной деятельности и т.п. Ими могут быть применение ненадежных способов страховки в туризме ("удавка" вместо "рыбацкого штыка"), употребление вредных продуктов питания (жирного мяса), перекос в сторону спорта или, напротив, игнорирование его в спектре занятий соседнего клуба ("мы не будем растить интеллигентов с длинными пальцами!"), нарушение техники безопасности (доверяют электродрель третьекласснику), обвинения в национализме (поют народные песни) или в космополитизме ( не поют), осквернение революционных традиций (неправильно завязывают пионерский галстук) - короче, все, что угодно.
Действительно, существует немало людей (и в числе клубных лидеров процент их заметен), уверенных в правоте своих позиций, истинности и объективности оценок, и нетерпимых к явлениям, по их мнению, вредным. Борьбу со злом, носителем которого является соседний клуб, они считают важнейшим делом. В этом случае, как правило, вырабатываются следующие критерии победы в конфликте:
1. Переход всех симпатичных людей из соседнего клуба в клуб-победитель.
2. Отсутствие обратных переходов.
3. Изменение деятельности соседнего клуба в "правильную" сторону или прекращение его существования.
Углубление конфликта ограничено только моральной оправданностью средств, с помощью которых ведется борьба. Существуют лидеры, считающие, что благородная цель (а свою цель они оценивают только так) оправдывает любые средства.
Опыт цивилизации, который мы, кажется, начинаем усваивать, показывает, что гораздо лучше, будучи непреклонным во взглядах и бескомпромиссным в клубной политике, считать свои оценки субъективными и уважать чужое мнение как свое собственное. Для носителей таких взглядов главной задачей является со-

зидание, а борьба предполагается исключительно в крайнем случае защиты своего клубного детища. Частности, упомянутые выше в качестве поводов для конфликта, не возводятся в ранг нравственных и не являются причинами, способными породить конфликт. Победой считается только ликвидация конфликта, а наличие его (даже если налицо все вышеупомянутые признаки "победы") приравнивается к поражению.
Между клубами, представляющими первую позицию, как правило, возникает борьба. От клубов, исповедующих второй вариант, можно ожидать сотрудничества.
Во всяком случае, имея критерии оценки особенностей нравственных позиций и состояния взаимоотношений клубов, можно более успешно строить внешнюю политику группы, не желающей оказаться в изоляции от других.

IX. ОБ ОДНОЙ СТАРОЙ МЕТОДИКЕ,
К СОЖАЛЕНИЮ, НЕДОСТАТОЧНО ИЗВЕСТНОЙ,
ЧТОБЫ БЫТЬ ЗАБЫТОЙ.
Неформальные группы в силу своих особенностей становятся сферой раскрытия не только самых неожиданных способностей человека, но и самых разных черт его характера, "полем боя" различных систем мировоззрения, норм морали, иногда взаимонеприемлемых, хотя все они могут находиться в традиционных, с точки зрения общества, рамках.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46