Библиотека >> Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп
Скачать 89.13 Кбайт Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп
Нам кажется, что она, как бы это сказать, центровая, главная, хотя это, скорее всего, и не совсем так. Во всяком случае, интересна она в другом отношении: немало известных нам людей, успешно использующих в своей практике соображения остальных глав, не сумев вникнуть в суть данной, пренебрегали знаниями в этой области, со временем нарываясь на соответствующий результат. Те же из них, кто сумел постичь премудрости этой главы, со всеми прочими сложностей не испытывали и практиковали несколько более успешно.
Вот почему мы предлагаем, пока не поздно, ощутить положенный трепет с тем, чтобы в следующую минуту, отрешившись от комплексов, начать преодоление текста о "клубной генетике". Итак, продолжим. Едва ли не важнейшая группа проблем неформальных объединений (и порожденных этими проблемами конфликтов) долгое время не подвергалась анализу из-за двух (по крайней мере) распространенных заблуждений: 1) человек связан с клубом прежде всего деятельностью в области клубного интереса; 36- 2) каждой конкретной форме культурно-просветительской работы соответствует один доминирующий вид деятельности (кружкам технического творчества, дискотекам - преобразовательная; лекториям - познавательная; клубам любителей кино - ценностно-ориентационная; дискуссионным клубам - коммуникативная [38]). Действительно, среди мотивов, приводящих человека в клуб, есть и тяга к объявленному клубом основному интересу, хотя нередки и причины, весьма далекие от этой. По мере врастания человека в группу приоритетными могут стать притягательность личности лидера, взаимоотношения с друзьями, возможность реализовать свои способности в сфере, вспомогательной или побочной по отношению к главному клубному интересу (например, организационной), и др. Не случайно множество участников коммунарских клубов начала 60-х годов спустя несколько лет нашли себя в КВНе, а члены КСП - в МЖК 80-х. Не меньше возражений можно высказать и по второму пункту. Рассмотрим хотя бы такую область интересов как любовь к книге. Не секрет, что в одном и том же клубе книголюбов могут быть и истинные знатоки букинистики и полиграфии, и спекулянты, и люди, покупающие редкие книги из чисто престижных соображений, и весьма слабые знатоки и коллекционеры, не упускающие, правда, возможности поучаствовать в умном разговоре (себя ли показать, время ли убить), и альтруисты, цель которых - положить свою жизнь на благо общества, а способ все тот же: коллекционирование книг, которые будут кому-то потом подарены - городу или детдому... И хотя занимаются эти люди, как может показаться со стороны, одним общим делом, но говорят, увы, на разных языках, и вряд ли альтруист подаст руку спекулянту. То, что дело не в интересе, подтверждается еще одним явлением. Нередко в круг дружащих собираются клубы вроде совсем несхожих профилей. Так, известна цепочка "коммунарский тимуровский клуб - содружество любителей театра - группа туристов-водников", да к тому же все из разных городов. Роднят их ориентиры в мире человеческих ценностей, жизненные цели. В то же время, известны провалы множества попыток создать синтез (под единой организационной "крышей") различных творческих объединений (на поверку выходило, что не все они, объявившие целью своей деятельности, например, творчество, реально двигались в этом направлении). Еще более забавная группа примеров. В конце 70-х годов КСП страны попытались создать федерацию "Союз КСП". Легализация ее в то время не удалась, но распался союз по другой причине, о которой будет сказано позже. Некоторое время существовал Всесоюзный Совет КСП при ЦК ВЛКСМ, объединявший полтора десятка региональных ассоциаций. Но "регионы" работали зачастую ниже всякой критики, а что касается ВС КСП - им было реализовано почти все, за что отвечали... официальные покровительствовавшие организации, и почти ничего из того, за что - сами клубы. Причем далеко не все неудачи удавалось объяснить неформальным статусом производителей работ. В чем же дело? В каждом конкретном человеке. Ведь он приходит в клуб уже вполне сложившейся (или разложившейся) личностью, и если даже никогда не задумывался о своих жизненных принципах и установках, это вовсе не значит, что у него их нет. И представление о них несложно составить по его суждениям и поступкам. Вот тут-то и выясняется, что, если любители аквариумных рыб (старинных автомобилей, проблемного кино), выросшие в разных нравственных средах, соберутся в один клуб, это будет плохой клуб - конфликтный, неорганизованный, функционально неэффективный. Попробуем дать несколько более развернутое объяснение. Великое множество людей искренне считает, что главное в человеке - талант. Гению может и должно многое прощаться. И есть масса жизненных примеров, доказывающих, что это именно так. Скажем, в третьем рейхе ученые-нацисты, согласуясь со своими морально-эстетическими принципами, вывели полукровку Герца из состава группы атомщиков, работавших над бомбой. Герц, как известно, предлагал использовать термодиффузионный способ разделения изотопов, но чистые арийцы его идею проигнорировали, пошли менее продуктивным путем и остались ни с чем. | ||
|