Библиотека >> Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп
Скачать 89.13 Кбайт Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп
При этом варьироваться будут и ее текущие параметры, даже такие "фундаментальные", как ценностно-ориентационный тип и сфера интересов, не говоря уже о величине Ext-параметра, системе управления, официальном статусе и др. [19].
Подведем некоторые итоги. 1. В сфере любого интереса возможно образование групп, клубов различных социально-психологических типов ("пород", "сортов"), отличающихся системами нравственных ценностей, ЦЛО, главными задачами, критериями оценок, формами деятельности, другими характеристиками и параметрами. Тип клуба определяется не декларациями, а реальными делами его членов. 2. Существование каждого типа объективно необходимо, поскольку наиболее полно удовлетворяет запросам людей того или иного склада. Ни один из этих типов не "выше" и не "ниже" другого. В каждом из них превалируют свои, специфические формы работы, царит свой дух. Именно потому необходимо наличие в одном населенном пункте нескольких разнотипных клубов, даже в сфере одного интереса. 3. Среди реально существующих клубов большинство является гибридными, чаще всего сочетающими разные типы некорректным образом и потому чреватыми внутренними нравственными и деловыми конфликтами, способными привести клуб к расколу. Наиболее эффективны, долговечны, психологически комфортны "чистые" образования. 4. Формирование нового клуба необходимо начинать с создания группы единомышленников; прием в члены клуба проводить индивидуально, будучи уверенным, что кандидат является человеком той же ценностной ориентации, что и клуб в целом (поначалу - группа организаторов). При расколе клуба следует также учитывать ориентацию каждого его члена и новые группы делать максимально непротиворечивыми внутренне. 5. Объединения клубов в федерации проще проводить в рамках одного типа, так как эти клубы имеют сходные системы ценностей и "говорят на одном языке". (Попытка создания "Союза КСП" потому и провалилась, что договоренности между клубами лежали в конкретных ценностных системах, исповедуемых на деле далеко не всеми. Так, клубы федерации договорились о "потолке" авторских гонораров, дабы не поощрять рвачество. На практике же лишь меньшинство клубов соблюло эту договоренность; остальные уступили требованиям приглашенных с концертами авторов ради выполнения своих производственных и др. задач.) 6. Кооперация возможна между клубами и федерациями различных типов, так как каждый из них в чем-то сильнее, а в чем-то слабее другого. Непременные условия кооперации - взаимное уважение, партнерское равноправие, безотказность и обязательность. (Примером может служить кооперация нижегородских или краснодарских КСП, где у одного клуба - мощные творческие силы, у другого - развитая материальная база и т.п.). На эту тему более обстоятельный разговор пойдет в гл. VIII. 7. В жизни на каждом шагу встречаются выборные ситуации. Очень важно уметь распознавать их как таковые и принимать решения, соответствующие избранным целям. Учет факторов "клубной генетики" и вышеприведенных рекомендаций должен, по идее, помогать более успешно создавать клубы и объединения, строить их работу, понимать и прогнозировать события. Некоторые говорят, что помогает. Остальные, скорее всего, просто их не учитывают, что бы об этом ни говорили. На сем месте раньше глава, как ей и положено, заканчивалась, но на этот раз у авторов возник соблазн сделать некое дополнение, специально для самых "крутых" практиков. Выше говорилось о достаточно широких рамках современной (на каждый конкретный момент) общественной морали. Известны такие тексты, декларирующие суть ее норм, как Десять заповедей, Моральный кодекс строителя и другие. Но, как было сказано, внутри них (а скорее всего, в тех пределах, в которых ре- альное общество может попустительствовать разного рода суждениям и поступкам, а также в приграничных, но уже "с той стороны", областях) не менее реально бытуют, практикуются взгляды, лежащие в основе идеологий групп всех вышеупомянутых типов. А возможно, и других, если они есть. Жизненная практика порой заставляет создателей того или иного сообщества формулировать конкретные положения внутригрупповой идеологии с целью наиболее корректного формирования его состава. (Этой темой занимается целая наука, изучающая теорию ценностей, - аксиология.) Так вот, на основе своих ценностных воззрений группа творит аксиоматику, которая может принимать форму документа. Подобный документ был составлен в свое время в упоминавшемся в предыдущей главе клубе "Восход". Интересен он тем, что, при всей кажущейся своей фрагментарности, он неплохо справился с возложенной н него задачей по подбору и философско-психолого-педагогической подготовке кадров комиссаров (вожатых, если угодно) летнего детского трудового лагеря с "воспитательным" типом ценностной системы. Авторы не ставили перед собой цели излагать все свои этические воззрения подробно, но обозначили наиболее важные болевые точки идеологий педагогических коллективов - точки, в которых кристаллизуются зерна будущих губительных конфликтов. | ||
|