Библиотека >> Византизм и Россия.
Скачать 36.28 Кбайт Византизм и Россия.
Исполнивши это, послы среди Вавилона увидали церковь и, войдя в нее, на гробнице
трех святых отроков, Анании, Азарии и Мисаила, горевших некогда в пещи огненной,
они нашли драгоценный кубок, наполненный миррой и Ливаном; они испили из кубка,
стали веселы и на долгое время уснули; проснувшись, хотели взять кубок, но голос
из гробницы запретил им это делать и велел идти в Навуходоносорову сокровищницу
взять "знамение", т. е. царские инсигнии. В сокровищнице они среди других
драгоценностей нашли два царских венца, при которых была грамота, где
говорилось, что венцы сделаны Навуходоносором, царем вавилонским и всея
вселенныя, для него самого и для его царицы, а теперь должны быть носимы
царем Львом и его царицей; кроме того послы нашли в вавилонской казне "крабицу
сердоликовую", в которой была "царская багряница, сиречь порфира, и шапка
Мономаха, и скипетр царский". Взявши вещи, послы вернулись в церковь,
поклонились гробнице трех отроков, еще выпили из кубка и на другой день пошли в
обратный путь. Один из них на той же лестнице оступился, упал на великого змия и
разбудил его; когда же "великий змий услышал его, то встала на нем чешуя как
волны морские и начала колебаться"; два другие посла ухватили товарища и
поспешно бежали; они добрались до места, где оставили своих коней, и уже
положили на них добычу, как вдруг великий змий свистнул: они попадали на землю и
долго лежали как мертвые; пока, наконец, очнулись и отправились к царю. Но в
царском войске змеиный свист наделал еще больше беды: погибло немало воинов и
коней. Остальные в испуге бежали, и лишь за тридцать верст от Вавилона царь
остановился подождать своих посланцев. Придя, они рассказали свои приключения и
отдали царю инсигнии Навуходоносоровы - те самые, которые - по другим сказаниям
- от одного из последующих византийских императоров перешли к киевским, а от них
- к московским государям.
Другой, позднейший вариант той же легенды (записанный в самарском крае) прямо ставит на место Византии Москву, заменяя императора Льва московским государем, - и именно Иваном Грозным. Это он оказывается непосредственным преемником Навуходоносоровой власти! Царь Иван Васильевич кликал клич: кто мне достанет из вавилонского царства корону, скиптр, рук державу и книжку при них? По трое суток кликал он клич - никто не являлся. Приходит Борма-ярыжка и берется исполнить царское желание. После тридцатилетних скитаний и всевозможных приключений он, наконец, возвращается к московскому государю, приносит ему вавилонского царства корону, скиптр, рук державу и книжку и в награду просит у царя Ивана только одного: "Дозволь мне три года безданно, беспошлинно пить во всех кабаках!" - не лишенное знаменательности заключение для этого обратного процесса народного сознания в сторону диких языческих идеалов.<<4>>
VII Хотя Борма-ярыжка, от которого Иван IV получил Навуходоносоровы регалии, доселе представляет немаловажный фактор русской жизни и русского сознания, однако преобладающего значения он не имел и в XVI веке. И тогда чувствовалось противоречие между деяниями Ивана Грозного и идеалом христианского царя, от которого русский народ все-таки не отказался в пользу понятий, принесенных из "Вавилона" Бормою-ярыжкой. Было сознание великого отступления от религиозных основ истинной царской власти, и вследствие этого явилось стремление торжественно утвердить эти основы, поднять всенародно значение духовного христианского начала, поруганного грубым насилием, придать ему новый блеск в лице его видимого церковного представительства. При непосредственном преемнике Ивана IV, замаливавшем грехи своего отца, учреждается в Москве патриаршество, а затем при двух первых царях новой династии духовная власть в лице патриархов-государей Филарета Никитича и Никона становится почти равносильной и равноправной с властью царскою. Эта клерикальная реакция против вавилонского типа монархии весьма замечательна, но в окончательном результате она к добру не привела, и это по двум причинам. С внешней стороны патриаршество, будучи собственно лишь созданием той же государственной власти, не могло иметь прочно обеспеченной самостоятельности и влияния; то высокое значение, которого церковная власть дважды достигала у нас в XVII веке, как известно, зависело главным образом от того, что патриарх Филарет был родным отцом царя Михаила Федоровича, а патриарх Никон - личным другом Алексея Михайловича, - а при первом столкновении с источником своей силы иерархия роковым образом обнаруживала свою зависимость от государственного начала. А с внутренней стороны только нераздельное преобладание истинно духовного христианского интереса в обеих властях могло бы сделать соединение их плодотворным. Но патриаршеское звание само по себе, конечно, не ручается за христианский дух его носителя, и пример Владимира Св. и его греческих епископов показывает, что иногда светские государи бывают более восприимчивы к высшим духовным требованиям, нежели официальные представители церкви. | ||
|