Библиотека >> Византизм и Россия.
Скачать 36.28 Кбайт Византизм и Россия.
Церковное
управление уже на деле превратилось в отрасль государственного прежде, чем было
объявлено в этом качестве официально. Это была одна из наиболее естественных,
правдивых, а потому и прочных реформ Петра Великого. Почти все основанные им
коллегии исчезли или подверглись коренным переменам, одна "духовная коллегия",
руководимая "знающим и смелым" обер-прокурором, вот уже почти два века остается
во всей своей неприкосновенности, - явное доказательство, что это учреждение не
было создано личным произволом, а вызвано действительными условиями нашей
исторической жизни, сохраняющими до сих пор свою силу. А следует ли признать эти
условия нормальными с высшей точки зрения - это другой вопрос. Почувствовать их
ненормальность и пострадать от них нравственно пришлось самому великому
преобразователю в самую трагическую минуту его жизни, - но изменить их было не в
его власти...
<<1>> Под влиянием богословской полемики греков против латинян наши книжники первым Римом считали не Рим языческий, а папский Рим, который, по их мнению, отпал от православия. <<2>> Важен не столько факт этих забот, сколько их чисто нравственные побуждения, явствующие из рассказа летописца. В княжение Владимира не было какого-нибудь общего народного бедствия, которое грозило бы безопасности государства: но этот князь считал для себя непозволительным оставлять в беспомощном положении кого бы то ни было из своих подданных. <<3>> Легенде этой приписывается происхождение византийское, однако греческого текста ее не найдено; в России же она была очень распространена в разнообразных, доныне сохранившихся редакциях. <<4>> См. у А.Н. Пыпина: "Новая эпоха" ("Вестник Европы", январь 1894). <<5>> Нельзя, впрочем, сказать, чтобы совсем не думал: между книгами, которые по его приказанию переводились на русский язык, рядом с учебниками арифметики и фортификации были также сочинения Самуила Пуффендорфия и Гуго Гроция, лучших некогда выразителей западного правового сознания. <<6>> С. Соловьев. История России, том XVII, глава II. <<7>> Эти слова написаны до рождения другого сына (от Екатерины) и выражают, таким образом, серьезную готовность совсем отречься от династического интереса ради блага отечества. <<8>> Соловьев, там же. <<9>> Там же. <<10>> Там же. <<11>> Там же. <<12>> Там же. <<13>> Там же; курсив наш. <<14>> Однажды на другой день после "бунтовных" речей он спрашивал своего камердинера: "Не досадил ли вчерась кому"? Тот сказал: "Нет". "Ин не говорил ли я пьяный чего"? - Слуга повторил его пьяные речи; тогда царевич молвил: "Кто пьян не живет?! - у пьяного всегда много лишних слов. Я поистине себя очень зазираю, что я пьяный много сердитую и напрасных слов много говорю, а потом о сем очень тужу" (там же). <<15>> Там же. <<16>> Слова С. М. Соловьева (там же). <<17>> Там же. <<18>> Даже по римско-католическому учению, где монархическая идея в лице папы возведена на исключительную высоту, только те первосвященнические решения признаются исходящими ex cathedra и потому имеющими непреложный или непогрешительный авторитет, которым предшествовало (кроме других, чисто религиозных условий) правильное ознакомление папы с мнением епископата - или посредством вселенского собора, или чрез формальные письменные запросы и ответы. <<19>> В специальном смысле слово "автокефальность" обозначает только иерархическую независимость национальных церквей между собою, не касаясь вопроса об отношениях к светской власти. <<20>> Эти причины рассмотрены мною в соч. "Великий спор и христианская политика" (гл. III и IV). <<21>> То есть: так как православная церковь завершена, или достигла совершенства, не только со стороны догматического учения, но и со стороны церковной дисциплины и обряда, то и т. д. <<22>> Т. е. греческими. <<23>> Т. е. нет ли (у нас) какого-нибудь уклонения от православного греческого закона. <<24>> См. иеромонаха Пафнутия, Записки, изд. Моск. Общества истории и древностей российских, 1877, II, 20. <<25>> См. там же, стр. 15, 16. | ||
|