Библиотека >> Византизм и Россия.
Скачать 36.28 Кбайт Византизм и Россия.
Обязанность тут была одна: исполнить данное обещание. Петр
указывает на свое право; но это право упразднено им самим: ясно, что, давая
обещание простить, он отказывался от права не прощать. Он это хорошо чувствует и
лишь слабо пытается ограничить силу самого обещания, указывает на условный его
характер: "ежели истинно скажет". Но в первом письменном обещании, по которому
царевич вернулся в Россию, этого условия не было. А если бы и было, то нарушено
ли оно Алексеем? Царь пробует утверждать, что нарушено "утайкою наиважнейших
дел, а особливо замыслу своего бунтовного". Но утаить не только наиважнейших, а
и каких бы то ни было дел царевич не мог, потому что никаких дел за ним не было,
а были только разговоры и притом пьяные.<<14>> Те "замыслы
бунтовные" и "богомерзкие, Авессаломову прикладу уподобляющиеся намерения",
которые обнаруживались в подобных разговорах, выражали только то враждебное
отношение сына к отцу, которое Петр хорошо знал и прежде. Он сам чувствовал, что
такие обвинения были недостаточны, чтобы упразднить его клятвенное обещание; не
имея силы внутренним подвигом покончить с внушениями злой страсти и лживого
рассудка, говоривших ему, что он должен одним ударом избавить свое дело от
будущей опасности, - Петр обращается к внешнему авторитету; но этот авторитет не
оказался на высоте своего призвания. Духовные чины в своем ответе царю не
сказали прямо ни да, ни нет. Приведя из священного писания примеры
возмездия и примеры помилования, они заключают так: "кратко рекше: сердце царево
в руце Божий есть. Да изберет тую часть, амо же рука Божия того
преклоняет".<<15>> В этом образцовом проявлении византийского духа
или бездушия всего более замечательно то, что "духовенство не заблагорассудило
ничего сказать насчет обещания, данного царем сыну, тогда как на основании этого
обещания царевич возвратился, и Петр именно указывал на обещание свое, требуя
очищения совести".<<16>>
Светские чины, после двукратного допроса с пыткою, приговорили царевича к смертной казни, "подвергая, впрочем, сей наш приговор и осуждение в самодержавную власть, волю и милосердное рассмотрение его царского величества, всемилостивейшего монарха". Таким образом, и они оставляли Петра одного между голосом его совести и наваждением злой страсти; он не нашел внешней поддержки в своей внутренней борьбе; он сам должен был решить: остаться ли ему только историческим героем или присоединить к этому еще более высокое достоинство героизма нравственного. Накануне полтавской годовщины Петр потерпел роковое поражение... В записной книге с.-петербургской гарнизонной канцелярии читается: "26-го июня (1718 г.) пополуночи в 8-м часу начали сбираться в гарнизон: Его Величество, светлейший князь (Меншиков), князь Яков Федорович (Долгорукий), Гаврило Иванович (Головкин), Федор Матвеевич (Апраксин), Иван Алексеевич (Мусин-Пушкин), Тихон Никитич (Стрешнев), Петр Андреевич (Толстой), Петр Шафиров, генерал Бутурлин; и учинен был застенок, и потом, быв в гарнизоне до 11-го часа, разъехались. Того же числа пополудни в 6-м часу, будучи под караулом в Трубецком раскате в гарнизоне, царевич Алексей Петрович преставился".<<17>> Дело это не имеет оправдания, но вот в нем важное смягчающее обстоятельство. Сознавая всю силу своей самодержавной власти, благодаря которой он вывел Россию на настоящий исторический путь, Петр Великий почувствовал неполноту этой власти. Он вовсе не хотел ее ограничивать внешним образом ("не да издадите каковый о сем декрет"), а именно только восполнить ее внутренне другим, нравственным, началом - советом. Он понял на важном частном случае, что государственная власть, не ограниченная в своих правах, для достойного исполнения своих обязанностей должна опираться на двоякое содействие: на религиозный авторитет независимого священства и на свободный голос общественной совести в лице лучших людей, носителей народной будущности. Петр добросовестно искал этой помощи и не нашел ее; в России не оказалось ни священника, ни пророка, которые могли бы сказать царю во имя Божией воли и высшего достоинства человеческого: "ты не должен, тебе не позволено, есть пределы вечные". Вместо этого и духовные, и мирские советчики, к которым он обращался за разъяснением своей обязанности, указывали ему только на права его власти, в которых он сам нисколько не сомневался, но которые считал бесполезными для решения нравственного вопроса.
Х Когда великий самодержец и преобразователь, воплощавший в себе лучшие силы русского народа и государства, - представитель национально-государственного прогресса, - сознавая свою некомпетентность - окончательно решить по совести и правде важное и близкое ему дело, обращался к чужому авторитету и чужому совету, то не являлась ли тут наглядным образом та истина, что неограниченная власть, по праву принадлежащая монарху - как носителю национально-государственного единства, не только не исключает, а, напротив, требует содействия двух других начал: религиозного авторитета и нравственного совета. | ||
|