Библиотека >> Лунь - Юй
Скачать 31.82 Кбайт Лунь - Юй
В ходе беседы Цзы-ся с Конфуцием выясняется, что, по мнению последнего, точно так же, как красота связана со скромностью и простотой, так и ритуал не может существовать без определенных моральных принципов.
33 Династии Ся и Инь были более знамениты, чем государства Ци и Сун, поэтому их ритуалы сохранились лучше. 34 Согласно традициям и установлениям Чжоу-гуна, такие большие церемонии имел право осуществлять только "сын неба", правитель династии Чжоу. Однако во времена Конфуция местные правители владений обособились от престола правителя настолько, что сами начали проводить "большую церемонию". Конфуций осуждал это и не желал смотреть на церемонию, проводившуюся правителем владения. . 35 Конфуций уклоняется от прямого ответа, но дает понять, что все знают, как должна проходить церемония (т. е. в каком порядке следует устанавливать деревья предков). 96 Ван Сунь-цзя, будучи в то время сановником в государстве Вэй, по существу сосредоточил в своих руках политическую власть. Здесь он приводит известную пословицу того времени, которая до словно звучит так: "Лучше быть в хороших отношениях с теми, кто на кухне, чем с теми, кто в палатах". 37 Имеются в виду династии Ся и Шан. 38 Речь идет о храме Чжоу-гуна в Лу. Поскольку отец Конфуция правил в Лу уездом Цзоу, незнакомец говорит о вошедшем в храм Конфуции как о сыне человека из Цзоу. 39 Эти слова взяты Конфуцием из старинной книги обрядов "Сянь шэ ли". 40 В Древнем Китае государь в первый день каждого месяца должен был, согласно ритуалу, приносить в жертву барана. Конфуций порицает намерение Цзы-гуна (Сы) отказаться от этого обычая. 4 ' Дин-гун - посмертное имя Суна, правителя Лу. Посмертное имя давалось правителям и сановникам. В нем выражалась наиболее характерная черта их деятельности; например, "просвещенный", и т. д. . 42 Речь идет о первой песне из "Ши цзин". 43 Цзай Во (Цаай-юй, Цзы-во или просто Юй) - ученик Конфуция. В Древнем Китае возникновение нового государства ознамено вывалось сооружением алтаря в честь духа земли. На этом алтаре сажалось дерево, порода которого зависела от характера земли данного государства. 44 Конфуций не согласен с утверждением Цзай Во о том, что посадка деревьев на алтаре осуществлялась в целях устрашения. Он считал, что это делалось в интересах соблюдения ритуала. . 45 Гуань Чжун, или Гуань-цзы (первое имя И у, умер в 645 г. до н. э.),-уроженец Ци (крупного древнекитайского государства, занимавшего большую часть нынешней провинции Шаньдун), известный философ, экономист и государственный деятель, получил пост первого министра в 685 г. до н. э. Инициатор ряда важных реформ, способствовавших укреплению экономической и военной мощи страны. По его предложению в Ци была введена новая система административного деления и налогового обложения, осуществлена реформа армии. Одной из основ всех мероприятий Гуань Чжуна была изложенная им концепция социального деления общества. 46 Крупные сановники вроде Гуань Чжуна, согласно ритуалу, имели право вешать в воротах лишь бамбуковую занавеску. Гуань Чжун же, нарушая ритуал, поставил у себя в воротах подобно государю деревянную ширму, которая якобы предохраняла от проникновения злых духов. 47 Правильный путь, или дао, - одна из основных этических категорий конфуцианства, включающая в себя все остальные категории. Представляет собой воплощение правильного, с точки зрения конфуцианства, этического пути; если человек освоил дао, он выполнил свое предназначение. 48 Уступчивость .{жан) - важнейший элемент китайского ритуала (ли). 49 Шань - см. выше, прим. 6. 50 Забота о людях (шу) - категория конфуцианской морали, определяется так же, как "не делай другим людям того, чего не желаешь себе" (глава XII, 2). Китайские комменгаторы истолковывают шу как "способ осуществления человеколюбия" 61 Шэнь Чан - человек из Лу. 52 Кун Вань-цаы - крупный сановник из государства Вэй. Согласно обычаю, его имя Юй было заменено посмертным именем Вэнь (Просвещенный). 53 Цзы-чань - сановник из государства Чжэн (он же Гун Сунь-цяо), современник Конфуция. 54 Цаи Вэнъ-цаы - сановник из Лу, отличавшийся осмотрительностью. 65 Нин У-цаы (Нин Юэ; У - посмертное имя) - сановник правителя Вэй Чэн-гуна. Когда правление осуществлялось в соответствии с моральным кодексом, проявлял большой ум; когда же Чэн-гун перестал придерживаться морали, Нин Юэ прикинулся глупцом. 56 Дословно: "он довольствуется одной ложкой риса, одним глотком воды и тесным жильем". 57 Дословно: "человеку, ведающему бумагами" (ши). 58 Поскольку мудрый проявляет интерес ко всему, что движется, он любит воду. Поскольку человеколюбивый стремится к покою, он любит горы. 59 Во время Конфуция государство Ци было сильным, Лу - слабым, но Ци отличалось деспотическим характером власти, а Лу-- моральным. Поэтому Конфуций считает, что Лу превосходит Ци. 60 Комментаторы дают этой фразе два толкования. | ||
|