Библиотека >> Общение и конвенциональность
Скачать 15.92 Кбайт Общение и конвенциональность
Такое представление о процессе интерпретации позволяет увидеть проблемы приложения формальных методов к естественным языкам в новом свете. Оно помогает понять, почему с наибольшим успехом формальные методы применяются в синтаксисе: здесь, по крайней мере, есть все основания ожидать, что одна и та же модель будет работать для целого ряда говорящих. К тому же нет видимых причин, в силу которых каждый гипотетический метод интерпретации не мог бы стать формальной семантикой для того, что упрощенно можно назвать языком. Чего мы, однако, не можем ожидать, так это формализации рассуждений, посредством которых индивид приспосабливает свои теории интерпретации к потоку новой информации. Без сомнения, обычно мы полагаемся на возможность соответствующего маневра как на составную часть того, что мы называем "знанием языка". Но в этом смысле мы не можем утверждать, что должен знать тот, кто знает язык: интуиция, удача, искусство играют здесь такую же решающую роль, как в разработке новой теории в любой другой сфере человеческой деятельности, а вкус и симпатии - даже еще большую. В заключение я хочу подчеркнуть, что языковое общение не требует освоения конвенциональных шаблонов, хотя мы и используем их в общении достаточно часто. Поэтому, несмотря на то, что при помощи принципа конвенциональности мы можем описать одно из общих свойств языкового общения, этот принцип не дает объяснения, что же такое само языковое общение. Наконец, последнее замечание. Я уже писал ранее, что нельзя с уверенностью утверждать наличие убеждений, желаний, намерений у существ, лишенных возможности пользоваться языком. Как убеждения, желания, намерения - это условия существования языка, так и язык является условием для их существования. Однако возможность приписания тому или иному существу убеждений и желаний есть условие для того, чтобы иметь с ним общие конвенции. Но если изложенные в данной статье мысли верны, конвенция не является условием существования языка. Поэтому я считаю, что философы, рассматривающие конвенцию как необходимый элемент языка, ставят все с ног на голову: на самом деле язык есть условие для выработки конвенций. -------------------------------------------------------------------------------- Davidson D. Communication and Convention. - Synthese #59, 1984, pp.13-17. Davidson D., 1984. Рус. пер. Е.В.Зиньковского опубл. в кн. "Философия, логика, язык" под ред. Д.П.Горского и В.В.Петрова, М., "Прогресс", 1987. . "Прогресс", 1987. -------------------------------------------------------------------------------- 1. Dummett M. Frege. L., 1973, p. 298. 2. В данном случае неверие Даммита в то, что теория истинности может служить в качестве теории значения, для меня несущественно. Вопрос здесь заключается в наличии или отсутствии той или иной конвенции, управляющей высказыванием. 3. Различие действий, которые могут служить самоцелью, и действий, служащих для достижения каких-то дальнейших целей (например, постройка дома), восходит, конечно, к Аристотелю: Nichomachean Ethics 1094a; Magna Moralia 1211b. 4. Chomsky N. Problems of Knowledge and Freedom. N.Y., 1971, p.19. -------------------------------------------------------------------------------- | ||
|