Библиотека >> Разговор д'Аламбера с Дидро
Скачать 11.55 Кбайт Разговор д'Аламбера с Дидро
Дидро. Следовательно, я из тела и души, как говорит моя дочь, делаю деятельно-чувствительную материю, и если я не разрешаю предложенной вами проблемы, то, во всяком случае, я очень близок к ее разрешению, ибо вы согласитесь со мной, что между куском мрамора и чувствующим существом большее расстояние, чем между чувствующим и мыслящим существами. Д'Аламбер. Согласен. И все-таки чувствующее существо не есть мыслящее. Дидро. Прежде чем перейти к дальнейшему, позвольте мне рассказать историю одного из величайших геометров Европы. Чем сначала было это замечательное существо? Ничем. Д'Аламбер. Как ничем? Из ничего нельзя ничего сделать. Дидро. Вы понимаете слишком буквально. Я хочу сказать, что, прежде чем его мать, прекрасная и преступная каноисса Тансен, достигла зрелого возраста, прежде чем военный Латуш стал юношей, молекулы, из которых должны были формироваться первичные зачатки моего геометра, были рассеяны в незрелых и хрупких организмах того и другой, фильтровались вместе с лимфой, циркулировали вместе с кровью до тех пор, пока, наконец, не поместились в m`gm`wemm{u для их соединения резервуарах — в половых железах его отца и матери. Вот это редкостное зерно сформировано; вот оно введено по фаллопиевым трубам, по общему признанию, в матку и прикреплено к ней длинным стебельком; последовательный рост и развитие привели его в состояние зародыша; вот наступил момент выхода зародыша из мрачного заключения; вон он рожден, брошен на паперть Иоанна Круглого, от которого и получил свое имя; взят из воспитательного дома, вскормлен грудью доброй стекольщицы, г-жи Руссо; вырос крепкий телом и душой, стал литератором, инженером, геометром. Как произошло все это? Благодаря принятию пищи и другим чисто механическим действиям. Вот в нескольких словах формула: ешьте, переваривайте, перегоняйте in uasi licito et fiat homo secundum artem. (в соответствующем сосуде, и пусть получится человек по правилам искусства (латинский)) И тому, кто стал бы излагать в Академии процесс образования человека или животного, пришлось бы прибегать только к материальным факторам, последовательными результатами действия которых явилось бы существо инертное, чувствующее, мыслящее, решающее проблему прецессий равноденствий, существо величественное, достойное удивления, стареющее, угасающее, умирающее, разложившееся и вернувшееся в плодотворную землю. Д'Аламбер. Вы, следовательно, не верите в предсуществующие зародыши? Дидро. Нет. Д'Аламбер. Ах, как это хорошо! Дидро. Это не согласуется ни с опытом, ни с разумом: опыт безуспешно стал бы искать эти зародыши в яйце и у большинства животных, не достигших известного возраста; а разум учит, что в природе есть предел делимости материи, хотя мысленно она делима до бесконечности; а потому ни с чем не сообразно представление о том, что в атоме содержится вполне сформированный слон, а в атоме этого слона — другой слон, и так далее до бесконечности. Д'Аламбер. Но без них невозможно объяснить появление первого поколения животных? Дидро. Если вас смущает вопрос о приоритете яйца перед курицей или курицы перед яйцом, то это происходит оттого, что вы предполагаете, что животные вначале были такими же, какими мы их видим теперь. Какая бессмыслица! Ведь совершенно же неизвестно, чем они были прежде, равно как неизвестно и то, чем они будут впоследствии. Невидимый червячок, который возится в грязи, находится, может быть, на пути к превращению в большое животное, а огромное животное, которое ужасает нас своей громадой, является, может быть, случайным, эфемерным произведением нашей планеты. Д'Аламбер. Как так? Дидро. Я сказал бы вам... Но это отвлечет нас в сторону от предмета нашей беседы. Д'Аламбер. Так что же из этого? От нас зависит вернуться или не вернуться к нему. Дидро. Позволите ли вы мне отступить на несколько тысячелетий назад? Д'Аламбер. Отчего же нет? Для природы такие сроки — ничто. Дидро. Вы, следовательно, соглашаетесь, чтобы я потушил наше солнце? Д'Аламбер. Тем охотнее, что до него другие потухали. Дидро. Что же произойдет? Солнце потухло. Планеты и животные погибнут, и Земля превратится в немую пустыню. Зажгите вновь это светило, и в миг восстановится действие причины, необходимой для зарождения бесконечной цепи новых поколений, и я не осмелился бы утверждать, возродятся или не возродятся, спустя века, современные нам животные и растения. Д'Аламбер. Но почему бы одним и тем же элементам, рассеянным по вселенной, не дать одних и тех же результатов, когда они соединятся? Дидро. Потому, что все связано в природе, и кто в своих построениях предполагает какое-нибудь новое явление или вводит один из моментов прошлого, тот воссоздает новый мир. | ||
|