Библиотека >> Разговор д'Аламбера с Дидро
Скачать 11.55 Кбайт Разговор д'Аламбера с Дидро
Д'Аламбер. Глубокий мыслитель не станет отрицать этого. Но — чтобы вернуться к человеку, которому отведено место в мироздании,—припомните, что вы остановились на переходе от чувствующего существа к мыслящему. Дидро. Припоминаю. Д'Аламбер. Откровенно скажу, вы очень обяжете меня, выведя меня из этого затруднения. Я немного забегаю вперед в своих мыслях. Дидро. Если бы мне не удалось до конца развить свою мысль, разве можно было бы на основании этого что-нибудь возразить против совокупности бесспорных фактов? Д'Аламбер. Ничего, нам пришлось бы только задержаться на несколько минут на этом вопросе! Дидро. И позволительно ли было бы изобретать какой-то противоречивый в своих атрибутах фактор, какое-то лишенное смысла слово, чтобы идти дальше? Д'Аламбер. Нет. Дидро. Можете ли вы сказать, в чем выражается бытие чувствующего существа по отношению к самому себе? Д'Аламбер. В сознавании себя с первого момента пробуждения своего мышления и до настоящего времени. Дидро. А на чем основано это сознавание? Д'Аламбер. На памяти о своих действиях. Дидро. А что было бы, если бы не было памяти? Д'Аламбер. Без памяти не было бы осознания себя, так как, чувствуя свое существование только в момент восприятия, существо не имело бы истории своей жизни. Его жизнь представляла бы собой беспрерывный ряд ощущений, ничем не связанных взаимно. Дидро. Очень хорошо. А что такое память? Откуда происходит она? Д'Аламбер. От определенной организации, которая сначала растет и крепнет, потом слабеет и в известный момент целиком погибает. Дидро. Если существо, которое чувствует и имеет такую способную к памяти организацию, связывает получаемые ощущения, создает благодаря этой связи историю своей жизни и приобретает сознание своего я, то, следовательно, оно может отрицать, утверждать, заключать, мыслить. Д'Аламбер. Кажется, так; у меня остается только одно затруднение. Дидро. Вы ошибаетесь: у вас остается их гораздо больше. Д'Аламбер. Но главное — одно; мне кажется, что мы можем мыслить зараз только об одной вещи, и, чтобы составить — не скажу: бесконечную цепь рассуждений, охватывающих в своем развитии тысячи представлений, но одно простое предложение, нужно, пожалуй, иметь налицо следующее sqknbhe: предмет должен, по-видимому, оставаться как бы перед взорами разума все время, пока разум занят рассмотрением: того или другого из его свойств, наличность которого он подтвердит или отвергнет. Дидро. Я того же мнения. Это-то обстоятельство заставляло меня иногда сравнивать фибры наших органов с чувствительными вибрирующими струнами. Чувствительная вибрирующая струна дрожит и звучит еще долго спустя после того, как ударили по ней. Вот именно такое дрожание, нечто вроде такого резонанса, необходимо для того, чтобы предмет стоял пред разумом, в то время как разум занят рассмотрением присущего ему свойства. Но вибрирующие струны имеют еще другое свойство: они заставляют звучать другие струны, и точно таким же образом первая мысль вызывает вторую, они обе — третью, все три — четвертую и так далее, так что нельзя поставить границ мыслям, пробуждающимся и сцепляющимся в голове философа, который размышляет или прислушивается к своим мыслям в тиши полумрака. Этот инструмент делает удивительные скачки, и пробудившаяся мысль иногда заставляет дрожать созвучную мысль, стоящую с первоначальной в непонятной связи. Если такое явление наблюдается у звучащих струн, инертных и отделенных друг от друга, то почему бы не иметь ему места среди точек, одаренных жизнью и связанных между собою,— среди фибр, расположенных без промежутков и одаренных чувствительностью? Д'Аламбер. Если и это неверно, то, во всяком случае, очень остроумно. Но я склонен думать, что вы поневоле наталкиваетесь на затруднение, которого хотели избежать. Дидро. На какое? Д'Аламбер. Вы не миритесь с мыслью о существовании двух различных субстанций. Дидро. Я не скрываю этого. Д'Аламбер. Присмотревшись поближе, вы увидите, что из разумения философа вы делаете существо, отличное от инструмента, нечто вроде музыканта, который прислушивается к вибрирующим струнам и высказывается насчет согласованности их звуков. Дидро. Возможно, что я дал вам повод к такому возражению, которого вы, может быть, не сделали бы, если бы приняли в соображение разницу между инструментом-философом и музыкальным инструментом. Инструмент-философ одарен чувствительностью, он—музыкант и инструмент в одно и то же время. Как в существе чувствующем, в нем возникает сознание звука тотчас же, как только он производит его, а как животное он удерживает его в памяти. Эта органическая способность, связывая в нем звуки, производит и сохраняет в нем мелодию. Предположите музыкальный инструмент, одаренный чувствительностью и памятью, и скажите, разве он не будет самостоятельно повторять арии, которые вы раньше исполнили на его клавишах? Мы — инструменты, одаренные чувствительностью и памятью. | ||
|