Библиотека >> Тренинг наслаждения

Скачать 95.58 Кбайт
Тренинг наслаждения

Как мы уже отмечали ранее (Ромек, 20026), такого рода интеграцию едва ли можно назвать психодрамой в классическом смысле этого термина. Речь, скорее, идет об обогащении когнитивно-поведенческой терапии техниками психодрамы.

Мы не будем здесь подробно характеризовать методические особенности психодрама-терапии [39], остановимся лишь на специфических особенностях использования бихевиоральной психодрамы в тренинге наслаждения. Наиболее существенными в этом смысле нам представляется смена ролей и психодраматическая проба будущего.

Смену ролей (обмен ролями) мы используем во всех ролевых играх, в которых предполагается социальное взаимодействие, то есть в ситуациях, когда личность партнера по ролевой игре имеет принципиальное значение. Если участник группы, например, собирается говорить близкому человеку о том, какие его действия доставляют ему удовольствие, то особенности психики партнера и его отношение к данному члену группы имеет принципиальное значение.

Смена ролей, при которой вместо того, чтобы рассказывать о партнере, протагонист [40] меняется с ним местами (и, соответственно, ролями) и говорит от имени партнера, позволяет протагонисту глубже понять своего партнера и прочувствовать "на себе", как действуют на партнера его собственные слова.

Особое место в тренинге наслаждения занимает психодраматическая техника "идеальный другой", которая служит своеобразным мостиком между приемами смены ролей и психодраматической пробы будущего.

Суть этой техники состоит в том, что протагонист играет знакомого ему человека в таком виде, в котором бы этот другой его вполне устраивал, жить с которым было бы одно удовольствие. Тренер в ходе такой игры может занимать критическую позицию и проверять с помощью протагониста, возможно ли в принципе такое идеальное сочетание личностных качеств и привычек. Идеального другого могут играть и два персонажа. Один из них будет представлять все "светлое и доброе", ожидаемое от партнера, другой – олицетворять не искорененные пока недостатки. Серией обменов ролями протагониста с этими антиподами удается "очистить" идеального другого от мешающих и затрудняющих счастливое взаимодействие привычек.

Психодраматическая проба (или репетиция) будущего [41] в психодраме является одной из форм дополнительной реальности. В ролевой игре с использованием других техник психодрамы протагонист играет вариант желательного будущего. Такого рода проигрывание выполняет ряд очень важных функций, труднодостижимых при использовании иных техник психотерапии.

Во-первых, создав идеальную счастливую жизнь в идеальных условиях и с идеальными партнерами, протагонист может проверить, на самом ли деле это именно то, что ему нужно для наслаждения.

Во-вторых, сам процесс создания идеальной реальности часто позволяет уточнить собственные представления о ней, а также общие и подчиненные "критерии счастья".

Ну и в-третьих, игровое пространство позволяет внести любые изменения в картину идеального будущего и взглянуть на него "со стороны" с использованием психодраматического приема "зеркало".

Предметом психодраматической пробы будущего могут быть как отдельные элементы реальности (муж, жена, учитель или начальник), так и целая вселенная. Пространство, открывающееся здесь для творчества, безгранично, как безграничны и возможности устранения из этой дополнительной реальности любых нежелательных элементов, физических (протекающая крыша) или психических (зависть и подлость). Кстати, психодраматический анализ этих "мерзостей" также многому может помочь в процессе когнитивно-поведенческого тренинга наслаждения.





ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ
Знакомство участников
Как и в любой другой тренинговой группе, на начальном этапе работы главная задача состоит в том, что преодолеть стеснение и тревожность, возникающие вследствие того, что участники группы не знают друг друга, не знакомы с программой тренинга и часто не знакомы и с самими тренерами.

Поэтому в самом начале работы тренеры представляются сами (или представляют друг друга), рассказывают о себе, о своей психотерапевтической подготовке, опыте работы, отвечают на вопросы участников.

Нужно хорошо понимать, что стиль этого представления служит моделью для всех участников. Иными словами, если тренеры хотят, чтобы участники группы что-либо рассказали о себе, то им самим следует начать именно с этого.

Существует множество упражнений, подходящих для использования на начальном этапе работы группы [42]. Все они могут быть применены на этом этапе, при условии выполнения двух простых правил.


Не подходят разминки и упражнения, сконцентрированные на анализе проблем, трудностей или негативных переживаний, поскольку фиксация внимания на проблемных темах противоречит целям программы.

Преимущественное внимание следует уделять упражнениям и играм, направленным на проявление симпатии и положительных чувств.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54