Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 2

Скачать 36.8 Кбайт
Духовное сообщество. ч. 2

е. методика диффе-
ренцированных функциональных состояний, касается только одного фрагмента
Я-концепции в области _Я как Другой_, куда она входит как понятие об
инструментальной составляющей. Из всей этой инструментальной
составляющей выделяем один инструмент. Почему именно этот инструмент?
Потому что он наименее заштампован, наименее концептуально забит. Это
место, где легче всего начать процесс структурирования и организации.
Кроме того (мы уже говорили с вами об этом), этот инструмент дает
возможность комплексного, максимально целостного воздействия на свое
поведение, на свое функциональное состояние, на работу. Инструмент дает
возможность смены режима деятельности, восприятия, оценки и т.д. Это
принципиальный момент.
- Вы говорите, что надо смело обращаться с _Я как Мы_, анали-
зировать _Я как Другой_, а _Я как Я_ не касаться?
И.Н.- Да, здесь очень опасно.
- Табу?
И.Н.- Нет, не табу. Просто, не имея соответствующих знаний, вы
повышаете степень риска. Анализ аспекта _Я как Мы_ - минимальная степень
риска при самодеятельных занятиях. При анализе аспекта _Я как Другой_
степень риска повышается, _Я как Я_ - степень риска предельная, до
саморазрушения.
Психика - вещь не только прекрасная, красиво сделанная, но и в
некоторых своих местах весьма уязвимая. Неспециалистам не всегда есть
смысл трогать то, что не стоит трогать. Хотя должен вам сказать, что
раньше ситуация была труднее. Почему? Потому что специалистов было
меньше. Сейчас специалистов становится все больше, потому что очень
многие традиции получили возможность активно развиваться. А что значит
_более активно развиваться?_. Значит, большее количество профессионалов
на выходе. Хотя их всегда немного, но все-таки, по отношению к тому, что
было тридцать-сорок, даже двадцать лет тому назад, - намного больше ста-
ло грамотных людей в этой области. Во всяком случае, они сейчас чаще
встречаются. (Может, я просто изменился и поэтому стал их замечать,
такое тоже не исключено.) Практическое, конструктивное знание очень
опасно для его носителя, потому что человек не может отдельно относиться
к себе, отдельно относиться к другому человеку. Это единая система. Если
я повреждаю что-то в моей системе отношений с людьми, то я такое же
повреждение создаю в моей системе отношений с самим собой. Развести эти
сферы, чтобы они не касались друг друга, невозможно. Есть в нашей пси-
хике такой конструктивный недостаток. А с другой стороны, это ее дос-
тоинство, потому что этот _конструктивный недостаток_ не позволяет
практически существовать тем абстрактным злодеям, которые существуют на
страницах художественной и другой литературы, благодаря ему злодеи, с
которыми встречаешься в жизни, не абстрактные злодеи, и они
саморазрушаются. Есть предел возможностей. Это очень интимно
взаимосвязанные вещи: мое отношение к другому человеку и мое отношение к
себе. Распилить это очень сложно. Чтобы это распилить, нужно принци-
пиально по-другому построить блок самотождественности, создать
принципиально другую конструкцию. Но эта принципиально другая
конструкция требует таких изменений в картине мира, во всевозможных
пониманиях, что в итоге этот человек просто не сможет сделать того, что,
нам кажется, он может делать. Всякая конструкция ограничена, даже самая,
на наш взгляд, совершенная. Существуют закономерности во взаимодействии
между субъективной и объективной реальностями, и эти законы обойти
нельзя, принципиально невозможно. У нас больше иллюзий по этому поводу,
фантазий всяких, чучел, пугал, чем на самом деле это существует. Просто
от незнания. Эти чучела и пугала играют роль отрицательного подкрепления
в процессе социализации. Они закрепляют в нас определенные ценности, оп-
ределенные поведенческие конвенции. Они нужны в культуре, но это не
знание.
- Значит, есть надежда, что магия может существовать? А какие су-
ществуют, белые или черные маги?
И.Н.- Если под магией подразумевать умение использовать некоторые
закономерности объективной реальности для нетрадиционного воздействия на
психику человека, то она, конечно, существует. Что значит белая или
черная? И вообще, что это значит, белая или черная традиция? Любимый
вопрос, он рано или поздно выплывает, у меня даже иногда спрашивают: _
Вы, Игорь Николаевич в конце концов белый или черный?_ Я - не белый и не
черный. Я - это Я, такой, какой Я есть. Белым или черным будете называть
меня вы. Я сам себя никак не называю. Оценочное мышление субъективно,
поэтому надо стараться сводить его действия только к фундаментным
позициям. А лучше вообще без него обходиться. Мы можем говорить так:
конструктивная психология - это белая магия, деструктивная - это черное
воздействие, т.е., как писано в древних мудрых книжках: слуги хаоса,
увеличивающие хаос - деструктивное воздействие - это черная магия. Слуги
порядка, гармонии, увеличивающие энергию негэнтропийных процессов, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20