Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 2

Авторы: Калинаускас Игорь Николаевич
Скачать 36.8 Кбайт
Духовное сообщество. ч. 2

Игорь Калинаускас

ДУХОВНОЕ СООБЩЕСТВО

(Традиции, пути, убежища )


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Резонанс между субъективной и объективной реальностями


Почему я хочу предложить эту тему? По той причине, что она имеет
непосредственное отношение к проблемам саморегуляции и в том числе к
проблемам психоэнергетики. Мы знаем, что человек в определенном смысле
существо двойственное, двойственное потому, что он содержит в себе два
как бы противоположных начала: начало субъективное, которое, развиваясь,
получает возможность быть все более и более независимым от внешней
объективной реальности, и начало объективное в силу того, что человек
является объектом, является частью природы, и как тело, и как
биологическая особь, и как социальный индивид, как часть социальной
природы. В связи с этим возникают две крайние возможности: одна - поме-
щение самоосознавания в пространство субъективной реальности (когда мы
имеем дело с интровертированным типом человека), вплоть до
патологической интровертированности, я имею в виду аутизм; другая -
помещение центра самосознания во внешнюю объективную реальность, тогда
мы имеем дело с экстравертированным человеком, в качестве крайности - с
человеком, который не имеет возможности вырваться из-под влияния
ситуации, вынужден все время пребывать под ее властью. Отсюда мы посте-
пенно можем перейти к пониманию того, что правильное местонахождение,
сущностный момент самосознания, как чистого субъекта _Я есть_, состоит в
том, что оно должно находиться на границе между субъективной и
объективной реальностями, поскольку сам человек есть нечто пограничное.
В этом возможность человеческого развития, и в этом его уязвимость, ибо
человек, взятый в его целостности, в его тотальности, есть явление
пограничное, не принадлежащее полностью ни к миру чистой субъективности,
ни к миру чистой объективности. В этом его напряжение, в этом его шанс
для разворота. Давайте предположим, что нам удалось так правильно пси-
хологически выстроиться, что наше самосознание действительно оказалось
на границе субъективной и объективной реальностей. Что же тогда должно
произойти? Логично предположить возникновение уравновешенного,
амбовертированного типа, который одинаково ясно воспринимает как мир
внутренних побуждений, так и мир внешних обусловленностей. Но
практически такому человеку становится очень трудно действовать, по
причине той экзистенциальной трудности, о которой мы с вами уже
говорили, а именно: каждый момент настоящего есть превращение
множественного будущего человека в его единичное прошлое. Если предпо-
ложить, что вам удалось поместить свое самосознание, свое самосознающее
я реально на границу между субъективным и объективным, то вы сразу
попадете в предельно сложный мир. В этом мире вы вынуждены тратить
энергию на центрирование, с одной стороны, и все время находиться в
напряжении, создаваемом постоянным контролем за своими выборами, с
другой. Появляется сосредоточенность на проблеме выбора, конфликт между
знанием о разнообразии возможностей и правомерностью сделанного единст-
венного выбора. И, конечно, человек долго не выдерживает, он _соскальзы-
вает_, т.е. уводит свой центр осознавания или в субъективную реальность
или в объективную. Это очень важно понять по той простой причине, что
наиболее легко перемещаемая психологическая реальность - это точка
самоосознавания. Это такая метапсихологическая конструкция, которая,
будучи пустой, нулевой (я есть я) имеет возможность передвигаться.
Поэтому мы ее называем _точкой координатора_ или _точкой нуля_. В
зависимости от того, где вы положите центр системы своих координат, в
вашем понимании, вашем чувствовании, в вашем восприятии и в ваших дейст-
виях очень многое сразу определится. Это очень важно знать. Причем для
этого не надо каких-либо особых способностей, особого дарования, просто
нужно немного задуматься, осознать и попытаться двигать. И вы увидите,
что она передвигается очень легко. Другой вопрос - зачем это делать? Как
всегда, проблема мотивации сложна. Мы начали с того, что говорили о
людях, интересующихся проблемами саморегуляции, т.е. предположили
заранее, что мотивация есть. Говоря о человеке как о целостности, как о
тотальности, мы можем использовать образ птицы. Человек - птица, у
которой одно крыло - субъективная реальность, другое - объективная, а
тело - как бы граница, т.е. птица, летящая между двух миров. Старинный и
очень выразительный образ. Достижение такого полета между двух миров -
это процесс постепенный. Первый шаг в выведении точки осознавания на
границу можно назвать РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЕМ, потому что в этом положении
точки самоосознавания вы имеете возможность растождествляться со своей
привязанностью к внешнему или внутреннему обуславливанию. Для того чтобы
это было в принципе возможно, необходимо предварительно проделать соот-
ветствующую работу.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20