Библиотека >> Заметки о случае обсессивного невроза

Скачать 56.25 Кбайт
Заметки о случае обсессивного невроза

». Своим конвульсивным послушанием он вытеснил понимание того, что просьба капитана имеет ложную посылку: «Да, ты должен отдать деньги А., как тебе приказал заместитель твоего отца. Отец не может ошибаться». Король тоже не может ошибаться: если он называет человека не его титулом, то подданный несет его пожизненно.
Только спутанные сведения об этих событиях достигли сознания пациента. Но и его бунт против приказа капитана, и внезапная трансформация бунта в свою противоположность были в нем представлены. Сперва пришла мысль, что он не будет отдавать деньги, или это (то есть наказание крысами) произойдет; потом произошла трансформация мысли в клятву к противоположным смыслом (содержанием), как наказание за бунт.
Позвольте далее обрисовать основные условия, благодаря которым сформировалась великая обсессивная идея пациента.
Его либидо возросло из-за долгого периода воздержания, а в дополнение к нему и приветливого приема, на который молодой офицер мог всегда рассчитывать, когда появлялся в обществе женщин.
Ко времени начала маневров между ним и его дамой имело место определенного рода холодность. Усиление либидо возродило древнюю борьбу против авторитета отца, и он посмел подумать о сексуальных отношениях с другими женщинами. Верность памяти отца ослабла, сомнения в достоинствах дамы увеличились, и из этих соображений он позволил себе оскорбить их обоих, а потом наказал себя за это. Поступая подобным образом, он воспроизводил старую модель. И когда после маневров он так долго сомневался, поехать ему в Вену или выполнить клятву, это было общим олицетворением двух конфликтов, которые разрывали его на части - следует или нет выказывать послушание отцу и оставаться ли верным возлюбленной.
Могу добавить кое-что к истолкованию «санкции», которая, мы помним, была следующего содержания: «В противном случае наказание крысами будет приведено в исполнение для них обоих». Основанием для этого служили детские сексуальные теории, которые уже обсуждались. Первая из них заключается в том, что дети рождаются из ануса. А вторая, логически продолжая первую, что мужчины, как и женщины, способны к деторождению. Согласно правилам толкования сновидений, представление о выходе из прямой кишки может быть заменено на противоположное, т.е. о проникновении в нее (в качестве наказания крысами) и наоборот.





Некоторые общие характеристики обсессивных структур

В 1896 году я определил обсессивные идеи как «преобразованное самообвинение, которое повторно возникло из вытеснения и которое всегда связано с некоторым сексуальным действием, которое производилось с чувством удовольствия в детстве». Теперь мне кажется, что это определение не выдерживает критики, но только со стороны формы, тогда как его составляющие не вызывают возражений. Оно было слишком сильно ориентировано на объединение, и в качестве модели использовало практику самих обсессивных невротиков, когда, с характерной для них любовью к неопределенности, они группируют под названием обсессивные идеи самые гетерогенные психические структуры.
В действительности, более правильно говорить об «обсессивном мышлении» и разъяснить, что обсессивные структуры могут соответствовать любому психическому акту. Их можно классифицировать как желания, искушения, импульсы, размышления, сомнения, приказания или запреты. Пациенты стараются в общем сглаживать эти различия и рассматривают то, что осталось от этих психических актов, после того, как они лишились своего аффективного индекса, как «обсессивные идеи». Наш настоящий пациент привел пример подобного поведения на одной из первых сессий, когда он попытался свести желание к уровню простого «хода мыслей».
Более того, следует признать, что даже феноменологии обсессивного мышления до сих пор не уделено должного внимания. Во время второго этапа оборонительной борьбы, который пациент ведет против «обсессивных идей», которые проложили себе путь к сознанию, появляются психические структуры, нуждающиеся в специальном названии (например, череда мыслей, которые занимали нашего пациента на протяжении поездки после маневров). Разумные умозаключения не только стоят в оппозиции обсессивным мыслям, но существуют и гибриды между двумя видами размышления, они допускают некоторые посылки обсессии, с которой борются, и таким образом, хотя используют в качестве оружия разум, их основой является патологическая мысль. Мне кажется, что такие структуры заслуживают названия «бред». Чтобы объяснить разницу, я приведу пример, который нужно рассматривать в контексте истории болезни нашего пациента. Мною уже описывалось ненормальное поведение, которому он дал волю во время подготовки к экзаменам. Тогда, закончив работу далеко за полночь, он обычно открывал парадную дверь духу отца, а потом рассматривал свои гениталии в зеркале. Он пытался образумить себя, спрашивая, что бы сказал отец, если был бы жив. Но этот довод не имел никакого действия, пока был обличен в рациональную форму. Привидение не было изгнано, пока он не преобразовал ту же самую мысль в бредовую «угрозу», что если он еще раз повторит эту глупость, какая-нибудь беда приключится с его отцом на том свете.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30