Библиотека >> Философия логического атомизма.

Скачать 170.93 Кбайт
Философия логического атомизма.

Любить и убить относятся к одному и тому же типу, поскольку и'Платон любил Сократа', и 'Платон не убивал Сократа' - факты. Из определения формально следует, что когда два слова обладают значениями различных типов, отношение слов к тому, что они обозначают, по типу различны; другими словами, не существует одного отношения обозначения между словами и тем, что они обозначают, но есть столь много отношении обозначения, каждое из которых различного логического типа, сколько существует логических типов среди объектов, для которых имеются слова. Этот факт является очень мощным источником ошибок и смешений в философии. В частности, он делает в высшей степени затруднительным выразить в словах какую-либо теорию отношений, которая логически способна быть истинной, поскольку язык не в состоянии сохранить различие в типе между отношением и его членами. Большинство из аргументов за и против реальности отношений испорчены из-за этого источника смешения.    Здесь я предлагаю на некоторое время отвлечься и рассказать, по возможности кратко, что думаю об отношениях. В прошлом моя собственная точка зрения на предмет отношений была менее ясной, чем я считал, но она ни в коей мере не совпадала с тем, что предполагали о ней мои критики. Из-за отсутствия ясности в моих собственных мыслях я был не в состоянии передать то, что подразумевал. Предмет отношений труден, я и теперь далёк от утверждения,  что прояснил его. Но, я думаю, определённые вопросы стали мне ясными. Во время написания Оснований математики, я ещё не видел необходимости в логических типах. Учение о типах глубоко затрагивает логику и, я думаю, показывает, что оно является обоснованным  элементом в аргументах тех, кто возражает против 'внешних' отношений. Но из-за силы их главной позиции, учение о типах, наоборот, ведёт к более полному и радикальному атомизму, чем  тот, что я рассматривал в качестве возможного двадцать лет назад. Вопрос об отношениях один из наиболее важных, что возникают в философии, поскольку его включает большинство  других вопросов: монизм и плюрализм  (вопрос о том, является ли вообще что-либо истинным, кроме истины как целого, или вообще реальным, кроме реальности как целого), идеализм и реализм, в некоторых из присущих  им форм; вероятно, от него зависит и само существование философии как предмета, отличного от науки и предполагающего свои собственные методы. Прояснению  того, что я подразумеваю, послужит пассаж из книги м-ра Брэдли  Исследования об истине и реальности*, который я беру не в целях спора, но поскольку он поднимает в точности те вопросы,  которые должны  быть подняты. Но прежде всего я попытаюсь установить свою собственную точку зрения, не вдаваясь в дискус сию1. Определённые  противоречия - из которых самым простым и  самым старым является противоречие критянина Эпименида, ска завшего, что все критяне лжецы, и которое может быть сведено к человеку, говорящему: 'Я лгу' - убедили меня после пяти лет, по свящённых в основном одному этому вопросу, что решение техни чески невозможно без доктрины типов. В своей технической форме эта доктрина устанавливает просто то, что слово или символ могут  образовывать часть осмысленной пропозиции, и в этом смысле  иметь значение, не становясь причиной бессмыслицы, без того чтобы их всегда можно было подставить на место другого слова  или символа в ту же самую или другую пропозицию. Установлен ная таким способом, эта доктрина может показаться трюизмом.  Выражение 'Брут убил Цезаря' осмысленно, но выражение 'Убил  убил Цезаря' - бессмыслица, так что мы не можем заменить 'Брут'  на 'убил', хотя оба слова имеют значение. Это явно соответствует  здравому смыслу, но, к сожалению, почти вся философия заключа ется в попытке забыть его. Например, следующие слова по самой своей сути грешат против этого: атрибут, отношение, комплекс,  факт, истина, ложь, не, лжец, всезнание. Чтобы придать значение  этим словам, мы должны сделать обходной маневр с помощью слов или символов и различных способов, которыми они могут  обозначать; и даже тогда мы обычно приходим не к одному значе нию, но к бесконечному ряду различных значений. Все слова, как  мы видели, относятся к одному и тому же логическому типу; сле довательно, когда значения двух слов относятся к различным ти пам, отношения двух слов к тому, что они обозначают, также отно сятся к различным типам. Слова для атрибутов и слова для отно шений относятся к одному и тому же типу, следовательно, мы мо жем осмысленно сказать: 'Слова для атрибутов и слова для отно шений имеют различное использование'. Но мы не можем осмыс ленно сказать: 'Атрибуты не являются отношениями'. Согласно  нашему определению типов, поскольку отношения являются отно шениями, форма слов 'Атрибуты являются отношениями' будет не ложной, но бессмысленной, и форма слов 'Атрибуты не являются отношениями' должна  быть сходным образом  не истинной, но бессмысленной. Однако высказывание 'Слова для атрибутов не

В  этом вопросе я во многом  обязан моему  другу Витгенштейну.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100