Библиотека >> Введение в дзэн-буддизм.
Скачать 417.92 Кбайт Введение в дзэн-буддизм.
Сумие, являющееся одним из таких выражений, не
представляет собою живописи в строгом смысле слова: это своего рода черно-белый
эскиз. Чернила делаются из сажи и клея, а кисть из шерсти овцы или барсука,
причем она способна вместить большое количество этой жидкости. Используемая
для рисунка бумага довольно тонка и поглощает большое количество чернил, резко
отличаясь от полотна, используемого художниками по маслу, и этот контраст имеет
большое значение для художника жанра сумие. Причина, по которой для передачи
вдохновения художника выбран такой материал, заключается в том, что это вдохновение
должно быть передано по возможности в кратчайшее время. Если кисть задержится
слишком долго, бумага порвется. Линии должны наноситься как можно быстрее, и
количество их должно быть минимальным, наносятся только самые необходимые линии.
Недопустимы никакая медлительность, никакое стирание, никакое повторение, ретуширование,
никакая переделка, никакое "лечение", никакой монтаж. Однажды нанесенные мазки
не могут быть смыты, нанесены заново и не подлежат дальнейшим поправкам или
доделкам. Любой мазок, нанесенный после, резко и болезненно выделяется вследствие
специфических свойств бумаги. Художник должен постоянно, всецело и непроизвольно
следовать за своим вдохновением. Он просто позволяет ему управлять его руками,
пальцами и кистью, будто они вместе со всем его существом являются всего лишь
инструментом в руках кого-то другого, кто временно вселился в него. Можно сказать,
что кисть выполняет работу сама, независимо от художника, который просто позволяет
ей двигаться, не прилагая никаких сознательных усилий. Если между кистью и бумагой
появится какая-либо логическая связь или размышление, весь эффект пропадает.
Так рождается сумие. Нетрудно догадаться, что линии в сумие должны проявлять
бесконечное разнообразие. Здесь нет никакого распределения светотени и никакой
перспективы. Они фактически не нужны в сумие: здесь нет никакой претензии на
реализм.
Этот жанр представляет собой попытку заставить дух объекта двигаться по бумаге. Таким образом, каждый мазок кисти должен пульсировать в такт с сердцем живого существа. Он также должен нести в себе жизнь. По-видимому, в основе сумие лежит ряд принципов, совершенно отличных от принципов живописи по маслу. Поскольку полотно является прочным материалом, а масляные краски допускают многократное стирание и наложение, картина создается системно, по заранее намеченному плану. Величие идеи и мастерство исполнения, уже не говоря о реализме, являются характерными особенностями живописи по маслу, которую можно сравнить с хорошо продуманной системой философии, логические нити которой тесно переплетаются, или с грандиозным собором, стены, колонны и фундамент которого выложены из сплошных каменных плит. В сравнении с этим эскиз сумие сама бедность: бедность формы, бедность содержания, бедность исполнения, бедность материала; однако мы, люди Востока, ощущаем в нем присутствие некоего движущего духа, который странным образом витает вокруг линий, точек и теней различных очертаний: ритм этого живого дыхания вибрирует в них. Один стебель цветущей лилии, нарисованный как бы небрежно на листе грубой бумаги, однако здесь раскрывается нежный, непорочный дух девушки, укрывшейся от бури мирской жизни. С другой стороны, насколько может видеть поверхностный критик, в сумие мало художественного мастерства и вдохновения маленькая незначительная лодка с рыбаками в центре обширного водного пространства; но глядя на картину, мы не можем не быть поражены необъятностью океана, не знающего границ, и присутствием таинственного духа, дышащего жизнью вечности в пучине волн. И все эти чудеса достигаются без усилия, с такой легкостью. Если сумие пытается копировать субъективную реальность, оно обречено на полный провал: оно скорее является творением. Точка в эскизе не представляет собой коршуна, а кривая линия не символизирует гору Фудзи. Точка это птица, а линия гора. Если в картине ценится превыше всего внешнее сходство, то двухмерное полотно не может воспроизвести ничего объективного: краски оказываются слишком бедными для воспроизведения оригинала, и как бы искренне художник ни пытался напомнить нам своей кистью об объекте природы, картина никогда не будет иметь должного сходства. Поскольку это имитация или воспроизведение, то она будет плоской имитацией или жалкой пародией. Таким образом, художник жанра сумие рассуждает почему бы вовсе не отказаться от такой попытки? Давайте вместо этого творить живые предметы из своего собственного воображения. Поскольку все мы принадлежим одной и той же Вселенной, наши творения могут некоторым образом соответствовать тому, что мы называем объектами природы. Но это не является существенным элементом нашей работы. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
| ||
|