Библиотека >> Конфликт «сознания» и «жизни»

Скачать 17.17 Кбайт
Конфликт «сознания» и «жизни»

В связи с недостатком места мы остановимся здесь только на анализе западноевропейской культуры.

Делается предположение, что рождение западноевропейской культуры, чья специфика связана с драмой средневековья, - это центральная флук­туация всемирной истории. Следствием этой флуктуации явилось рождение технологической цивилизации, отчуждение американской цивили­зации и, наконец, евроамериканизация всего мира, что можно интерпретировать как глобальное выражение "антропологического парадокса".

13. Мы исходим из предположения, что в мировой истории (доступной для "наблюдения" историка и философа) можно обнаружить две основные волны, которые во многом аналогичны по внутреннему смыслу и структуре. Соотно­сятся они как малая и большая волны. Обе они привели к более или менее схожим результатам, но вторая волна как-бы довела до некоего предела то, только начала первая. Самое общее их свойство - инициатива превраще­ния истории отдельных культур в историю общемировую. В обоих случаях эта попытка осуществилась путем экспансии одной из этих культур.

14. Первая волна завершилась образованием эллинистически-римской христианизированной "ойкумены".

Вторая - возникновением евроамериканской мировой цивилизации.

Первая волна теснейшим образом связана с прохождением ансамбля среди­земноморских и восточных культур через эпоху Осевого времени.

Наша гипотеза заключается в том, что движение к Осевому времени было повторено и это привело к глобализации человеческой культуры. История в какой-то момент как-бы началась заново, вернее, началась ее вторая, более мощная волна.

Западноевропейская цивилизация прошла свой путь к тому моменту, который можно считать вторым Осевым временем мировой истории, так как секуляризация (десакрализация) европейского сознания, рождение протестантизма, новоевропейской науки и философии, возникновение технологической цивилизации (специфичной только для этой культуры) и, наконец, мощная ее экспансия в мировое пространство стали определяющими для судеб всего мира. К более подробному анализу западноевропейской "культурной экзистенции" мы еще должны будем вернуться.

15. Сейчас следует остановиться на проблеме смысла и структуры первого Осевого времени (здесь мы естественным образом ссылаемся на анализ Ясперса). Осевое время, по гипотезе Ясперса, явилось результатом развития нескольких относительно независимых культур (Древняя Греция Рим и Древний Египет, ближневосточная традиция, Иран, Индия, Китай). Оно характеризуется разрывом некогда единой "ткани" мифологического сознания, возникновением философской мысли и зарождением мировых религий.

Будем условно считать, что развитие внутри этих культур шло достаточно непрерывно (что на самом деле, конечно, не так). Тогда в начале "стрелы исторического времени" (его первой волны) будет фикси­рован некий гипотетический момент вспышки ФС в недрах фун­даментального Бессознательного. Собственно, это и есть появление человека как homo sapience sapience (это «рефлексивное» удвоение принято в современной антропологии и носит принципиальный характер).

Причем ФС, то есть речевое (языковое) сознание-объективация-рефлексия находилась в некоем субъект-объект­ном минимуме или была близка к нему. Но этого уровня было достаточ­но, чтобы объективирующая способность в человеке сразу вошла в ак­тивное и конфликтное взаимодействие с фундаментальным Бессознатель­ным и, вследствие этого, начала неудержимо расти.

16. Неразличимо близко к этой начальной точке лежит рождение Мифа и магического инструментария (ритуал, шаманизм) как первых извест­ных нам результатов экзистенциального расщепления и одновременно средств гармонизации "принципиального диссонанса".

Благодаря ФС, то есть шифтерным, автореферентныс структурам типа личных местоимений, возникает оперирование двоичными оппозициями (бинарные мифологические структуры), которые являются основой чело­веческого мышления вообще (тернарные и другие структуры, вероятно, можно считать производными).

Леви-Стросс полагает, что миф есть фиксация бинарной оппози­ции (что отражает, по его мнению, бессознательную структуру "рассудка") и попытку ее (оппозиции) преодоления путем введения персонажей-ме­диаторов, чья функция - ослабить напряженность оппозиции путем за­мены ее на более "слабую". Он же предположил, и я с этим согласен, что сильной, прямой реакцией на зафиксиро­ванный в мифе "раскол" является ритуал, который, используя миф как "сюжетную" основу, пытается вернуть человека в жизненную непрерыв­ность, в дорефлективное, доречевое состояние, т.е. выполняет наркотическую функ­цию. Последнюю можно иногда интерпретировать и как трансцендирующую, если иметь в виду личность шамана.

17. Субъект-объектная двоичносгь (бинарность) человеческого ФС (то, что Леви-Стросс называет "рассудком") является причиной переживаемой расщепленности экзистенции.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9