Библиотека >> Весть истины и пpямой путь к себе

Скачать 76.26 Кбайт
Весть истины и пpямой путь к себе

Поэтому он един и тождествен с этим однородным, чистым Сознанием, - Праджняной, как его называют в Упанишадах. Праджняна есть воистину Брахман, Абсолют, и нет Брахмана иного, нежели Праджняна.

Почему аджняни, к своему несчастью, ничего не ведает об этой единой и единственной Реальности?

Аджняни видит только ум, который представляет собой всего лишь отражение света Чистого Сознания, возникающего в Сердце. О существовании Сердца он не догадывается. Почему? Потому что ум его обращен вовне и он никогда не искал своего Истока.

Что мешает этому исходящему из Сердца неразличимому Свету Сознания самому открыть Себя аджняни?

Подобно тому как вода в горшке отражает огромное солнце в узких пределах стенок посудины, васаны, или скрытые тенденции человеческой психики, выступают в качестве субстрата, который отражает Свет Сознания, льющегося из Сердца. Улавливая этот всепроникающий безграничный Свет, они являют его отражение в форме феномена, называемого "умом". Наблюдая лишь это отражение, аджняни проникается ложной верой в то, что он есть конечное существо, джива.

Если ум, благодаря поиску Истока Ахам-вритти, обращается внутрь, васаны постепенно угасают; а ввиду отсутствия средств отражения исчезает и сам феномен отражения, ум, поглощаясь Светом Единой Реальности, - Сердца.

Это итог и сущность всего, что необходимо знать искателю Истины. Ревностный и неуклонный поиск Истока Ахам-вритти выступает для него категорическим императивом.

Однако любые усилия, которые он в состоянии предпринять, ограничены состоянием бодрствования. Каким образом этот поиск, проводимый лишь в одном из трех состояний ума, может разрушить ум как таковой?

Несомненно, поиск Истока Ахам-вритти начинается в состоянии бодрствования. Нельзя сказать, что ум при этом разрушается окончательно; но в ходе самого процесса Самовопрошания обнаруживается, что смена трех состояний ума, равно как и сами эти три состояния, принадлежат миру явлений. А мир этот не имеет никакого отношения к тому, что так напряженно ищет садхак.

Действительное Самовопрошание возможно лишь путем интенсивного обращения ума внутрь, к Истоку Ахам-вритти. То, что в конце концов постигается в результате такого поиска, есть воистину Сердце, - неразличимый ранее Свет чистого Сознания, в котором полностью поглощен отраженный свет ума.

В таком случае для джняни уже не существует различий между этими тремя состояниями ума?

Какие могут быть различия, когда ум растворен и утрачен в Свете Сознания?

Для джняни все три состояния одинаково нереальны. Но аджняни неспособен постичь это, ибо для него мерой реальности служит состояние бодрствования. Напротив, для джняни мерой реальности служит Реальность как таковая. Эта Реальность чистого Сознания по природе своей вечна и поэтому присутствует во время любых состояний, называете ли вы их бодрствованием, сном со сновидениями или глубоким сном. Для того, кто един с этой Реальностью, не существует ни ума, ни трех его состояний, ни, следовательно, обращения ума внутрь или наружу.

Он постоянно пребывает в состоянии бодрствования, ибо пробужден для вечного Себя. Он постоянно пребывает в состоянии сна со сновидениями, ибо мир для него – лишь очередное сновидение. Он постоянно пребывает в состоянии глубокого сна, ибо никогда не сознает, что "я тело".

Должен ли я понимать это так, что Шри Бхагаван говорит сейчас со мной в бодрственно-дремотно-спящем состоянии?

Поскольку ваш сознательный опыт ограничен периодом направленности ума вовне, вы называете настоящий момент состоянием бодрствования; но поскольку все это время ваш ум спит для Истинного Я, на самом деле вы сейчас крепко спите.

Для меня глубокий сон - это просто пустота.

Это потому, что состояние бодрствования для вас - это просто вскипание беспокойного ума.

Говоря о пустоте глубокого сна, я имею в виду, что мне трудно в нем что-либо осознать, то есть он для меня равнозначен несуществованию.

Но ведь вы существовали во время глубокого сна.

Если и существовал, то не сознавал этого.

Не хотите ли вы в самом деле сказать, что на время глубокого сна перестали существовать? (Смеется). Если вы отправились спать как мистер Икс, то не встали ли после сна как мистер Игрек?

Возможно, я узнаю свою личность благодаря воспоминаниям о ней.

Допустим, но возможно ли это без непрерывности сознавания?

Но я не сознаю в себе такого сознавания.

Нет, вы ошибаетесь. Кто говорит, что вы ничего не сознаете в глубоком сне? Говорит ваш ум. Но ведь в глубоком сне ума не было? В таком случае какую ценность имеют заявления ума о вашем существовании или ваших переживаниях во время глубокого сна? Привлечение свидетельств ума для опровержения факта вашего существования или сознавания во время глубокого сна в точности напоминает привлечение вашего сына в свидетели с целью опровергнуть факт вашего рождения!

Помните, я говорил ранее, что существование и сознавание - не две разные вещи, но суть одно и то же? Если вы по какой-то причине почувствуете необходимость допустить факт своего существования во время глубокого сна, будьте уверены, что вы также и сознавали это существование.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41