Библиотека >> Шри Ауробиндо или путешествие сознания

Скачать 284.44 Кбайт
Шри Ауробиндо или путешествие сознания

.. не создает никаких стен ограничения; это океаническое и эфирное чувство, в котором всякое чувственное знание и ощущение – это волна, движение, брызги или капля, которые все-таки являются при этом средоточием океана и от океана неотделимы.... Как будто неясный или банальный, ординарный взгляд сменился взором художника, поэта, видением одухотворенным и возвышенным – видением, причастным видению воистину высшего божественного Поэта и Художника, видением, которому Он даровал всю полноту Своей истины и Своих помыслов как о всей вселенной, так и о каждой вещи в ней. Безграничная интенсивность делает все видимое откровением великолепия и величия его {всего видимого} истинного качества, идеи, формы, цвета. Тогда кажется, что в физическом зрении, в "физических глазах" есть дух и сознание, которым доступен не только физический аспект объекта, но и сама главная суть его {the soul of quality in it}, энергетическая вибрация, свет и сила и духовная субстанция, из которой он создан.... В то же время происходит тонкое изменение, которое открывает видение в особого рода четвертом измерении, видение, характерной чертой которого является некое проникновение вовнутрь, видение не только поверхности и внешней формы, но и всего того, что оживляет {informs} ее и простирается в тонком виде вокруг нее. Материальный объект предстает этому зрению чем-то отличным от того, что мы видим сейчас: не отдельным предметом на фоне или в окружении остальной Природы, а неотделимой частью и даже в тонком смысле – выражением единства всего, что мы видим. И это единство... – единство тождественности с Вечным, единство Духа. Ибо для супраментального видения материальный мир, пространство и материальные объекты перестают быть материальными в том смысле, в котором мы сейчас воспринимаем их, т.е. посредством свидетельства лишь наших ограниченных физических органов;... они предстают перед нами, видны нам, как Сам Дух в образе Самого Себя и Своего сознательного распространения [8].

Глобальное видение, цельное видение и видение вечное. Время покорено. Если сознание Глобального Разума видело "широкие протяжения пространства и времени", то в супраментальном сознании полностью снимается троичность времени; оно связует друг с другом прошлое, настоящее и будущее в их неделимой взаимосвязи, в едином непрерывном плане {map} знания {{ 2 }} [9].

Все время – это тело единое,
Пространство – единая книга. [10]
Сознание – это уже не узкий затвор камеры, которому необходимо быть таковым, ибо иначе камера взорвется; это – великий, спокойный Взгляд: "Подобное взгляду, достигающему небес", – говорит Риг Веда (I.17.21). Обычное индивидуальное сознание подобно оси, – говорит Мать, – и все вращается вокруг этой оси. Если она немного смещается, то мы чувствуем себя потерянными. Оно подобно большой оси (относительно большой, она может быть и совсем маленькой), зафиксированной во времени, и все вращается вокруг нее. Сознание может простираться более или менее далеко, быть более или менее высоким, более или менее сильным, но оно вращается вокруг этой оси. Для меня не существует больше никакой оси – она исчезла, растворилась! И сознание может отправиться на север, на юг, на запад или на восток; оно может перемещаться вперед, назад – куда угодно. Оси больше нет.

Нам трудно представить себе, каким может быть видение такого универсального существа. Возможно, со своей ментальной точки зрения мы полагаем, что тотальное знание прошлого, будущего и настоящего немедленно сведет на нет всю непредсказуемость существования. Но в этом случае мы неправомерно применяем к супраментальному сознанию те черты и реакции, которые относятся только к разуму. Такой способ видения и переживания мира – это совершенно иное. Супраментальное сознание не устремляется в будущее с присущими нам страстью и нетерпением. Перед его глазами все – здесь и сейчас, живет во времени божественно: каждое мгновение – абсолютно, и в своей полноте не уступает оно и богатству тысячелетий, собранных вместе; это, напротив, высшее совершенство времени – ведь в обычной жизни мы никогда не присутствуем в настоящем моменте: мы или думаем о будущем, лелея надежды, или сожалеем о прошлом, потому что настоящий момент никогда не бывает таким, каким он должен быть, ему всегда чего-то не хватает, он ужасно пуст. Для супраментального сознания каждая вещь в любой момент является полностью тем, чем она должна быть, и такой, какой она должна быть. Это неизменное постоянное блаженство. Любая часть, любой кадр великого космического Фильма содержит все предыдущие картины, да и все те, что последуют, там нет недостатка ни в перспективах будущего, ни в памяти прошлого: "То блаженство, которое в высшей степени широко и полно и не имеет разрыва", – говорит Риг Веда (V.62.9); это безущербное Блаженство {unwounded Delight} [11], – говорит Шри Ауробиндо. И это также высшее совершенство пространства. Мы вечно стремимся к новым вещам и находимся в поисках новых объектов, потому что всякой вещи недостает всех тех вещей, которые не содержатся в ней; наши объекты пусты, как и наши мгновения.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148