Библиотека >> Курс лекций по сравнительному богословию

Скачать 98.67 Кбайт
Курс лекций по сравнительному богословию


IV. Памяти необязательные (их 94)

Их может быть сразу несколько в один день. К ним относятся:


память свт. Николая Чудотворца, св. Иоанна Дамаскина, Космы и Дамиана, Марии Магдалины;

память некоторых католических святых (Ансельм Кентерберийский, Игнатий Лойола, кардинал Кайетан (XVI в.), кардинал Белармий (XVI в.) и др.);

праздник сердца Девы Марии.
Эти 4 категории праздников заполняют 188 дней, то есть полгода. Остальные дни оставлены пустыми, чтобы национальные церкви могли их заполнить праздниками своих святых или вычеркнутых из общего календаря римских святых.


>


--------------------------------------------------------------------------------

Приложения

Персоналии католических богословов и философов (XX век)
Морис Блондель (1861-1949). Основной предмет антропология, человек в его совершенствовании и познании смысла бытия. Наука не может удовлетворить человека, т.к. нас окружает непознаваемое. Философия не может решить те онтологические вопросы которые ставит (философ вращается среди загадок), ставит перед гипотезой сверхъестественного, но доказать ее не может. Человек сам определяется в отношении этой гипотезы.

"Знание открывает нам в конце концов лишь тайну, которой мы окружены. Лишь практика жизни позволяет нам проникнуть в эту тайну. В ней мы вращаемся, в ней пребываем, с ней отождествляемся".

Философия должна интересоваться проблемой конечной судьбы человека, иначе ей вообще недостойно заниматься. Ответ на поставленный философией вопрос, человек находит ответ в своем действии – деятельность специфически человеческая, прежде всего духовную и интеллектуальную жизнь, а потом все поведение человека. Ломка этого действия ведет человека к религиозным выводам. Жизнь человека активная метафизика. Противник противопоставления духовного и материального – видит в этом порочность философских систем. Ни материя, ни дух не является самодовлеющими, они взаимосвязаны. Утверждает, что философия не зависит от богословия в конце концов подводит к выводу, что главное решение которого усиленно добивается разум, может быть дано только религией.

Современник модернистских споров в католической традиции. Выступил против модернизма.

"История и догмат" (1904). Выступает против чрезмерной критики Св. Писания. Главный авторитет для оценки Св. Писания – верующее общество и его живое Предание (не просто передача связанных с верой вещей и понятий, но коллективный религиозный опыт – Евангелие – вне Церкви не может существовать).

Тейяр де Шарден (1881-1955). Католический священник, иезуит, крупнейший палеонтолог XX века. Француз. Много лет жил в Китае. Попытка выстроить целостное христианское мировоззрение с учетом данных современной науки. Эволюция – всеобъемлющий процесс становления мира направленный Богом. Биологическая эволюция – лишь частный случай этого процесса. В эволюции видит феномен: 1) Преджизнь; 2) Жизнь; 3) Мысль; 4) Сверхжизнь.

Земля, будучи образована носит в себе все будущие явления. И жизнь, и мысль уже предсуществуют в неорганизованной природе, чтобы в определенное время вылупиться из нее как из яйца. Главная энергия эволюции – любовь, ее вершина – человек (который "есть ни что иное, как эволюция сознающая самого себя). Тайна появления человека кроется не в случайных физических факторах, а в основоположном факте духовности мира. Но индивидуальная человеческая мысль – еще не вершина эволюции.

Следующая ступень эволюции – коллективное единство сознаний. Весь путь эволюции определяется конечной сверхъестественной целью этого процесса точкой w (духовным центром), куда направляется стрела эволюции. Христос и единство всего во Христе – таково это направление. В точке w произойдет окончательная встреча одухотворенной материи со Христом; тогда Бог будет всяческое во всех.

Искупление понимает не юридически, а органически (как силу, дарующую вечную жизнь). При современном состоянии знания любовь становится важнейшим фактором психики человека. Человек верит в конечную цель ( ), в то, что результаты его трудов и страданий войдут в итоговое общее дело.

Эволюционная картина мира делает более полным наше реальное восприятие не только мира, но и Бога. Для него вера в Бога тесно связана с верой в будущее мира. Почитать Бога – значит отдаваться душой и телом творческому акту, соединяясь с Богом в деле творения мира. Отдаваться этому общению не значит "служить двум Господам".

Его концепция мира полна конечного оптимизма, т.к. зло для него – побочный продукт эволюционного процесса. (Социальные конфликты имеющие место в жизни общества, – это возможности перехода общей организации сознания на высшую ступень, предвестник преобразований).

За свои взгляды критиковался.

После публикации в 1957 г. его труды были изъяты из библиотек духовных школ, и в 1962 г. было опубликовано особое официальное предупреждение против содержащихся в этих трудах идей как противоречащих католической доктрине.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52