Библиотека >> Курс лекций по сравнительному богословию

Скачать 98.67 Кбайт
Курс лекций по сравнительному богословию

Святость Божией Матери была совокупностью святости всего Ветхого Завета.

А по католической доктрине подготовка всего человечества становится нелепой, так как в любой момент любому человеку может быть дана привилегия свободы от первородного греха.

В проповеди на Благовещение Николай Кавасила отметил: "Ответ Божией Матери "буди мне по глаголу твоему" был необходим, как и совет Святой Троицы, и после лишь Ее "буди" последовало божественное "да будет".

Догмат католиков фактически отрицает единство природы человеческого рода, и тем самым подвергается сомнению само воистину спасительное воплощение Христово от подлинного представителя падшего человечества. (Что не воспринято, то не исцелено).

По словам патр. Сергия (Страгородского): "Прирожденная непорочность, как и всякое совершенство природное, сама по себе не имеет нравственной ценности, а, главное, – это есть совершенство и непорочность твари". То есть, католики принижают подвиг Девы Марии: если Она была свободна от первородного греха, то не вела и борьбы, не несла подвига.

Кроме того, последствия первородного греха имеют двоякий характер:


смерть, болезни; то, что вошло в человеческую природу, несут все потомки Адама;

удобоприклонство ко греху; это не принуждение грешить, а то, чего человек мог и избежать (индивидуальное свойство).
В православном мировоззрении Дева Мария понесла в своей природе все последствия грехопадения, но осталась непричастной ко греху ни в помыслах, ни в делах. Она являет собой то состояние человека, которое ожидает его по воскресении.

Уже исходя из догмата о непорочном зачатии Богоматери, в 1950 г. Пий XII провозгласил следующий мариологический догмат о телесном вознесении (взятии на небо) Богородицы – ssumptio. ("Вознеслась" – действительный залог, а "взята на небо" – страдательный залог. То есть, по догмату, Богородица взята Сыном, а не Сама вознеслась).

"Непорочная Богоматерь Приснодева Мария, закончив путь земной жизни, была взята с душою и телом в небесную славу", – говорится в догмате. Здесь не говорится, каким путем осуществлен переход в жизнь иную – через смерть плотскую или нет. Поэтому в католичестве существует два направления богословов – имморталисты и морталисты.

Имморталисты (immortalis) утверждают, что свободная от первородного греха Дева Мария не должна была умереть, и перешла без смерти в мир горний. Но это противоречит Преданию Церкви (особенно Иерусалимской церкви), которое утверждает, что Богородица умирала плотью. И святые отцы говорят это (Модест Иерусалимский, преп. Андрей Критский, св. Иоанн Дамаскин).

Морталисты (mortalis), или "смертники", говорят, что есть признаки непорочного зачатия, и есть Предание о смерти Богородицы. Поэтому смерть Богоматери была реальной, но добровольной, и, следовательно, Она является соискупительницей (coredemtrix) рода человеческого. (Если это принять, как догмат, то придется менять всю догматическую систему РКЦ).

Были еще явления Божией Матери на Западе. Например, в 1852 г. во Франции в Лурде являлась прекрасная дева, которую видели и слышали лишь трое детей. Дева сказала им: "Я есть непорочное зачатие". И это случилось в праздник Благовещения, что позволяет отнести слова девы к непорочному зачатию Сына Божия. Факт этих явлений, конечно, не стоит отвергать; нельзя и сказать, что над Западной Европой нет Покрова Божией Матери. Но интерпретация явлений может быть различной.

>


--------------------------------------------------------------------------------

Раздел II
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
По данным на 1987 г. в мире было около 600 млн. католиков (включая униатов) – это около 15% населения Земли. Из них:


католических епископов 3500 чел. (с униатами);

пресвитеров около 400 000 чел.;

членов различных монашеских организаций, "религиозов" около 2 млн. чел.;

кардиналов около 250 чел.
В Европе около 250 млн. католиков. Наиболее католические страны Италия, Испания, Франция (80% населения причисляет себя к католической церкви). В Западной Германии около 30% (сейчас ниже) населения католики (всего 30 млн.чел.).

На Американском континенте католики в основном живут в Южной Америке, особенно в Бразилии (около 60 млн. чел.) и Аргентине (около 20 млн. чел.). В США католики составляют 20% населения, т.е. 45-50 млн.чел. Именно в США католицизм – наиболее растущая конфессия (в 1945 г. – 15% населения католики, в 1987 г. – 20%). В США активно работают иезуиты. Часть лучших американских университетов и частных школ – католические. В Канаде около 40% населения католики (французы в провинции Квебек). В Мексике примерно 35 млн. католиков. Там после 1918 г. (революция) церковь была отделена от государства, и католики подвергались притеснениям.

На Филиппинах (бывшая португальская колония) 75% населения католики.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52