Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 1

Скачать 38.72 Кбайт
Духовное сообщество. ч. 1


Что же тогда в рамках известных нам источников входит в понятие "Дух"?
Понятие это состоит в следующем (если попытаться интегрировать
известные нам источники): дух, в отличие от души, не имеет харак-
теристик, относящихся к человеческим качествам, за исключением одной -
самосознания, т.е. "Я есть".
Дух есть некое качественно иное образование. Взаимодействие с
реальностью в том аспекте, к которому относится понятие духа, про-
истекает и совершается совершенно по другим законам. Практически понятие
духа относится к такому качеству, в котором, условно говоря, чистое
восприятие имеет возможность контактировать с реальностью в объемах,
недоступных душе человека и его телу. Это понятие относится к классу
психических, психотехнических, а возможно, и реальных (если допустить,
что реальность имеет такое измерение) явлений, которые мы квалифицируем
как третий уровень реальности. Значит, в духе, в этом смысле слова,
остается состояние самотождественности, т.е. там есть Я, а
соответственно есть и не-Я. Отношения между Я и не-Я строятся по иным,
чем мы привыкли, принципам, потому что это "Я" не имеет границ, оно есть
точка. Точка, как говорил Кузанский, объемлющая бесконечность, поскольку
в точке нет границ, как и в бесконечности. Там вступают в силу духовные
законы взаимодействия с реальностью. Может ли дух совершить реальные
действия? Может ли дух, если его выделить из меня, сдвинуть стул? Это
любимый вопрос многих. В связи с тем, что наше отношение к таким
явлениям, как телекинез, изменилось, мы уже это допускаем - "Я в это не
верю, но допустим". Мы допускаем некие информационно-энергетические
образования, тем самым допускаем возможность некого воздействия. А вот в
духе есть ли возможность воздействия? В том плане, в котором мы говорим,
воздействия как проявления личной воли - нет. Большинство источников
сходятся на том, что такой возможности у духа нет. Но в то же время
утверждается, что дух, руководя душой, а через нее - телом, способен
придать такие качества душе и такие качества телу, которые не доступны
ни душе, ни телу в другой ситуации, т.е. он может совершить это действие
с их помощью. Возникает как бы противоречие. Каким образом оно снимается
в этих источниках? Оно снимается следующим образом: на уровне чистой ду-
ховной реальности (или на "третьем уровне реальности") реальным
действием считается только действие, совершаемое реальностью как
таковой, т.е. отношения между духом и реальностью, внеположенной духу,
строятся не по закону личной воли, а по закону возможности
взаимодействия в рамках, позволяемых реальностью. Если мы предположим,
что можно выделить психологически некую метаструктуру и обозначить ее
как дух, то эта метаструктура не может совершить действия, потому что
она не имеет мотивационной системы внутри себя. Мотивация есть у души,
есть у тела - у духа нет мотивации. Он просто "есть". Это его
принципиальное отличие - у него нет "хочу". Практически он отличается от
души и от тела тем, что не порождает никаких "хочу". Дух, по
определению, не может хотеть для себя ничего. Его "хотение" в том, что
он "Есмь". Поэтому, если представить дух в качестве некоторой силы, не-
которой реальной возможности - раз он есть как один, то что он делает?
Просто наблюдает, что происходит? Он может действовать или не может? Это
самый сложный вопрос. В источниках часто встречаются всевозможные
противоречия по этому поводу. Дух как бы может действовать, только
непонятно - зачем? Зачем ему действовать, если у него нет никаких
"хочу"? Если объявляется, что он бездействующий, то одухотворение - это
уже действие или нет? В этом вопросе в мировой культуре, в религиозной,
оккультной, мистической, мифологической традициях нет концептуального
единства, как оно есть в отношении души, где большинство традиций
придерживаются одного и того же взгляда.
Существует точка зрения, которая кажется мне внутренне непро-
тиворечивой: обладая, по определению, таким видением реальности, каким
не обладают принципиально ни душа, ни тело, обладая возможностью
растворяясь не растворяться в реальности (благодаря такому принципу
этого уровня реальности, что две вещи - одна вещь, в то же время
оставаясь двумя вещами), т.е. Я и не-Я как бы одно, поскольку то и
другое не имеют очерченности, и в то же время - это все-таки Я и не-Я,
дух, если он сохраняет связь хотя бы с душой, как бы втягивается в один
из вариантов будущего развития реальности, образуя то, что обычно в
литературе называется потоком. То, что называется духовной реальностью,
третьим уровнем реальности, не есть нечто однородное. "Не-Я",
реальность, противостоящая духу, не есть нечто однородное. Она разделена
на некоторые области, которые в большинстве случаев называются или "по-
токами", или эгрегорами (хотя эгрегор, по определению первоисточников,
относится больше ко второму уровню реальности).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22